Проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников . В которой определено теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования коммуникативных навыков учащихся начальных классов в процессе групповой работы во внеурочной деятельности. Изучены роли и значение внеурочной деятельности с использованием технологии групповой работы в развитии коммуникативных навыков младших школьников
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.03.2025
Объем файла
1087 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3600 руб.
4500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Общение является одним из основных условий психического развития ребенка, важнейшим фактором становления его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Младший школьный возраст ‒ наиболее эффективный период для социализации, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций 1. Формирование коммуникативных навыков учащихся начальной школы является одной из приоритетных задач, поскольку успешность в общении напрямую зависит от развития коммуникативных навыков. Подтверждение этому находим в основном документе, регламентирующем процесс обучения в начальной школе.

Содержание
Введение………………………………………………………………….. 6
1 Теоретические основы формирования навыков у младших школьников в процессе групповой работы посредством внеурочной деятельности………………………………………………………………. 9
1.1 Формирование коммуникативных навыков в начальной школе 9
1.2 Технология групповой работы: особенности применения в младшем школьном возрасте………………………………………. 17
1.3 Возможности внеурочной деятельности в формировании коммуникативных навыков…………………………………………. 26
2 Методические основы формирования навыков у младших школьников в процессе групповой работы в процессе групповой работы посредством внеурочной деятельности………………………... 35
2.1 Анализ уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников……………………………………………… 35
2.2 Формирование коммуникативных навыков в процессе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Полет фантазии»……………… 41
2.3 Описание результатов опытно-экспериментальной работы…. 52
Заключение……………………………………………………………….. 60
Список использованной литературы……………………………………. 62
Приложение А «Учебно-тематический план»…………………………. 69

Список использованных источников
Абдуллина, Л. Б. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л. Б. Абдуллина, К. Х. Гизатуллина. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №4(71). – С. 9–10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-i-navykov-mladshih-shkolnikov. – Дата публикации: 07.06.2018.
Ахутина, Т. В.  Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство «Юрайт», 2023. – 157 с. – URL: https://urait.ru/bcode/514363 (дата обращения: 25.12.2022). – ISBN 978-5-534-06800-9. – Текст : электронный.
Аюпова, Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Аюпова Эльвира Исламовна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва: 2007. – 23 с. – Текст : непосредственный.
Блонский, П. П. Психология младшего школьника : избранные психологические труды / П. П. Блонский ; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 629 с. – ISBN 5-89502-574-9. – Текст : непосредственный.
Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 272 с. – URL: https://urait.ru/bcode/513159 (дата обращения: 25.12.2022). – ISBN 978-5-534-09111-3. – Текст : электронный.
Бориснев, С. В. Социология коммуникации : учебное пособие для студентов вузов / С. В. Бориснев. – Москва : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 270 с. – ISBN 5-238-00513-Х. – Текст : непосредственный.
Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте : практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 272 с. – ISBN 978-5-388-


Любая групповая форма требует серьезной подготовки учителя, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля. Чтобы групповая работа приносила положительные результаты в обучении, воспитании и развитии младших школьников, надо хорошо понимать её сущность.
Использование групповой работы серьезно меняет отношение в коллективе сверстников, как на уроках, так и во внеурочное время. По мнению Л. В. Занкова, в процессе групповых форм работ: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки