Проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников
Введение
Общение является одним из основных условий психического развития ребенка, важнейшим фактором становления его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Младший школьный возраст ‒ наиболее эффективный период для социализации, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций 1. Формирование коммуникативных навыков учащихся начальной школы является одной из приоритетных задач, поскольку успешность в общении напрямую зависит от развития коммуникативных навыков. Подтверждение этому находим в основном документе, регламентирующем процесс обучения в начальной школе.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 6
1 Теоретические основы формирования навыков у младших школьников в процессе групповой работы посредством внеурочной деятельности………………………………………………………………. 9
1.1 Формирование коммуникативных навыков в начальной школе 9
1.2 Технология групповой работы: особенности применения в младшем школьном возрасте………………………………………. 17
1.3 Возможности внеурочной деятельности в формировании коммуникативных навыков…………………………………………. 26
2 Методические основы формирования навыков у младших школьников в процессе групповой работы в процессе групповой работы посредством внеурочной деятельности………………………... 35
2.1 Анализ уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников……………………………………………… 35
2.2 Формирование коммуникативных навыков в процессе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Полет фантазии»……………… 41
2.3 Описание результатов опытно-экспериментальной работы…. 52
Заключение……………………………………………………………….. 60
Список использованной литературы……………………………………. 62
Приложение А «Учебно-тематический план»…………………………. 69
Список использованных источников
Абдуллина, Л. Б. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л. Б. Абдуллина, К. Х. Гизатуллина. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №4(71). – С. 9–10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-i-navykov-mladshih-shkolnikov. – Дата публикации: 07.06.2018.
Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство «Юрайт», 2023. – 157 с. – URL: https://urait.ru/bcode/514363 (дата обращения: 25.12.2022). – ISBN 978-5-534-06800-9. – Текст : электронный.
Аюпова, Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Аюпова Эльвира Исламовна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва: 2007. – 23 с. – Текст : непосредственный.
Блонский, П. П. Психология младшего школьника : избранные психологические труды / П. П. Блонский ; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 629 с. – ISBN 5-89502-574-9. – Текст : непосредственный.
Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 272 с. – URL: https://urait.ru/bcode/513159 (дата обращения: 25.12.2022). – ISBN 978-5-534-09111-3. – Текст : электронный.
Бориснев, С. В. Социология коммуникации : учебное пособие для студентов вузов / С. В. Бориснев. – Москва : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 270 с. – ISBN 5-238-00513-Х. – Текст : непосредственный.
Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте : практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 272 с. – ISBN 978-5-388-
Любая групповая форма требует серьезной подготовки учителя, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля. Чтобы групповая работа приносила положительные результаты в обучении, воспитании и развитии младших школьников, надо хорошо понимать её сущность.
Использование групповой работы серьезно меняет отношение в коллективе сверстников, как на уроках, так и во внеурочное время. По мнению Л. В. Занкова, в процессе групповых форм работ: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки