Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре
Введение Актуальность темы: в современный момент фундаментальной проблемой патриотического воспитания детей можно выделить деградацию духовно-нравственных ценностей, низкие знания в области национальной культуры. Именно поэтому, я выбрала тему для исследования: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».
Приобщение детей к национальной культуре является одним из главных средств воспитания у них патриотических чувств. Народная культура передает национальную самобытность народа- это и есть тот самый богатый материал для воспитания любви к семье, Родине и традициям. Народно – прикладное искусство, фольклор формируют и обогащают знания детей о своей стране.
Поколение 90-х помнят неспокойное время, полное тревог и противоречий, когда привычными стали слова «бездуховность», «безнравственность», «насилие». В данный момент мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники, это дети родителей, у которых было «потерянное» детство.
Оглавление
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1 Дошкольный возраст как предмет психологического исследования. 6
1.2. Особенности духовно-нравственного развития в дошкольном возрасте. 11
1.3. Национальная культура как средство патриотического воспитания дошкольников 22
2.1. Организация и методы исследования. 27
2.2. Анализ результатов диагностики уровня патриотического воспитания детей – дошкольников 29
2.4 Рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. 49
Список использованной литературы
Фомина А.Н. Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие, 2013 -333с.
Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников.- Таллин, 1984 -80с.
Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 1995.
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.33-35.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982. - т.4. - 386с.
Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 1984. - 218с.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб.: Речь, 2004. - 272с.
Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С.100-106.
Девина И.А., Маштакова И.В. Учимся понимать людей. - М.: Ось - 89, 2002. - 36с.
Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред.В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1980. - 320с
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, 2001. - 576с.
Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.14-23.
Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры - к развитию личности // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С.78-81.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - 320с.
Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971.
Леднева С. Путешествуем, играем, познаём и развиваем // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.38-45.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983. - Т.1. - С.303-323.
Лешли Д. Работа с маленькими детьми. - М., 1991. - 124с.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просв
Не одно поколение мыслителей обращалось к патриотическому воспитанию дошкольников, которые в соответствии с потребностями времени со всевозможных сторон подвергали анализу данную проблему. Рассмотрение педагогической литературы по вопросам патриотического воспитания обнаруживает, что различные исследователи причисляли его к различным линиям воспитательной работы. Некоторые исследователи (Л. Р. Болотина, Л. Ф. Спирин) устанавливают его как компонент идейно-политического воспитания, иные (Л. Д. Столяренко и др.) – как компонент нравственного, прочие (Т. А. Ильина, И. Т. Огородникова и др.) определяют в автономную область. Содержание патриотического воспитания модифицировалось в зависимости от социально-исторических условий, образовательно-культурной политики и зависело от национальных, географических, религиозных и прочих признаков. Течение воспитания и развития патриотизма, по установлению О. Ю. Колпачевой, случался на осмыслении человеком собственного места в обществе, в деятельности социально-значимой. Он поглощал в себя «конкретно-историческую среду своей жизнедеятельности и одновременно оказывал.
Таким образом, содержательную ориентированность патриотического воспитания дошкольников обусловливают суждения об обществе, о человеке-патриоте и достижения педагогической мысли конкретного исторического периода.
В.Г. Белинский существенным обстоятельством воспитания патриотизма у дошкольников находил вырабатывание нравственных чувств, в особенности, формирование любви и безграничного почтения к человеку без произвольного касательства к его национальности, вере или званию, даже личному его достоинству или не достоинству. «Патриот болеет недугами общества, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».