РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что современные подходы к обучению требуют, в первую очередь, развития личностных качеств ученика, его мышления и творческих способностей. Справиться с этим позволит внедрение в обучение математики логических задач, благодаря которым развивается логическое мышление. Решение задач с логическим содержанием способствует не только успешному освоению математики и информатики, но и пониманию любой точной науки. Задачи с логическим содержанием – это задачи, с которыми ребенок сталкивается не только на математике и информатике, но и на других уроках; в жизни часто возникают ситуации, требующие логического решения, установление причинно-следственных связей, умозаключений.
Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Мышление как передмет изучения логики 6
Глава 2. Методы развития логического мышления школьников 10
Глава 3 Пример развитие логического мышления учащихся 5-6-х классов на уроках математики 27
3.1 Система развивающих заданий 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Агарева, О. Ю. Элементы математической логики [текст] : Учебное пособие. / О.Ю. Агарева, Ю.В. Селиванов. — М.: МАТИ, 2008. — 52 с.
- Антонов, А.А. Развитие логического мышления учащихся на уроках математики / А.А Антонов. // Вестник науки. 2018. Т. 4. № 8 (8). С. 13-21.
- Брянкина, Н.Л. Задачи-сказки как средство развития логического мышления на уроках математики в средней школе / Н.Л. Брянкина // В сборнике: Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 33-34.
- Галицына, Т.В. Развитие логического мышления на уроках математики в средней школе средствами задачи-сказки // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 нояб. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 44–45. – ISBN 978–5-6043805–1-2.
- Зверева, Л.Г., Особенности развития логического мышления учащихся на уроках математики Л.Г. Зверева / Редькина М.В. // Colloquium-journal. 2018. № 12-3 (23). С. 10-11.
- Изаак, Д.Д Математическая логика: курс лекций / Д.Д. Изаак.- Орск: Типография «Бланк», 2013 – 78 стр.
- Каташев, Т.С. Развитие качеств ума и логического мышления школьников на уроках математики / Т.С. Каташев, Н.С. Пода, Е.В.Эйснер // Вопросы педагогики. 2019. -№ 12-2. С. 130-134.
- Кузнецова Е.А Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО / Е.В.Кузнецова // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 148-151.
- Куртова, Л.Н. Основы математической логики: Учебное пособие / Л.Н. Куртова.– Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2018. - с. 85.
- Мамойко, А.Д. Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики / А.Д Мамойко // В сборнике: Вопросы образования и науки в XXI веке. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2013. С. 95-96.
- Матушкина, З. П. Приемы обучения учащихся решению математических задач [Текст] : учеб. пособие / З. П. Матушкина ; М-во образования Рос. Федерации, Курган. гос. ун-т. – Курган : Курган. гос. ун-т, 2003. – 140 с.
- Пашаева, Ш.Ш. Диагностика развития логического мышления у учащихся 5-6-х классов на уроках математики / Ш.Ш. Пашаева, С.В. Демисенова // В сборнике: Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов математических факультетов. 2017. С. 50.
- Паштаев Б.Д., Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К. Требования к преподавателю в контексте ведущих тенденций развития отечественной системы высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. №2. С. 176-178.
- Паштаев Б.Д., Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К. Специфика профессиональной деятельности современного преподавателя вуза в условиях реализации инноваций. Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. №1(17). С. 60-62.
- Степаненко, Г.Н., .Кузьмина. Е.В Логика: Конспект лекций / Сост. Г.Н. Степаненко, Е.В.Кузьмина. – Казань: Казанский университет, 2014. - 78 с.
- Хлебникова, А.А. Развитие логического мышления на уроках математики / А.А. Хлебникова А.А. // Начальная школа. 2015.- № 4.- С. 53-56.
- Шакратов, Р.С. Изучения элементов математической логики в школьном курсе математики / Р.С. Шакратов // В сборнике: FUNDAMENTAL AND APPLIED APPROACHES TO SOLVING SCIENTIFIC PROBLEMS. Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Уфа, -2021. -С. 167-171.
При решении задач на составление математической модели роль учителя – основная, так как его задача состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать у учащихся важные математические навыки, то есть он должен уделять достаточное внимание выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучить учащихся переводу этих зависимостей на математический язык.
К наиболее важным умениям необходимо сформировать у обучающихся при решении текстовых задач, относятся умение внимательно читать текст задачи, умение проводить первичный анализ текста, оформлять краткую запись и чертеж к задаче.
В методике обучения математике разработаны соответствующие приемы работы учителя по формированию этих умений [Матушкина]. Важным моментом здесь является обучение пониманию обучающимися способов словесного выражения изменения величин и фиксация их в виде математических выражений или уравнений.
Практическая ценность обучения решению текстовых задач в современных условиях заключается в том, что у обучающихся развивается логическое мышление, смекалка, но для того чтобы это было закономерным планируемым результатом процесса, необходима специальная организация самого процесса обучения [Лукьянова].
Попытка обосновать практическое и оригинальное средство логического мышления – задачи-сказки на уроках математики в сред-ней школе. Данная работа по формированию логического мышления учащихся средней школы предполагает следующие результаты: