Состояние фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучением темы общего недоразвития речи занимались следующие ученые: Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Они уделяли большое внимание специфике фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Проблемой современности является увеличение числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Выбранная мною тема можно считать актуальной, так как имеется необходимость в разработке направления по осуществлению успешного коррекционного процесса.
Несформированность процессов фонематики у детей имеет негативное влияние на формирование звукопроизношения: характерное употребление у детей диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции аппарата артикуляции. Фонематическое восприятие, это важнейший стимул формирования правильного произношения. П
1.1. Формирование фонематических процессов в онтогенезе. 4
1.2. Этиология и симптоматика общего недоразвития речи. 7
1.3. Особенности фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. 11
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей, М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 174-192.
3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. - М.: Просвещение, 1987.
4. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 322 с.
5. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева -- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.- 320 с.
6. Р. И. Лалаева нарушения чтения и пути их коррекции. - СПб.: Союз, 2002. - 224с.
7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
8. Логопедическая работа с дошкольниками: уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.
10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб: Детство-пресс, 2007.
11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
12. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. -
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы пояснить, анализ исследования позволил мне сделать вывод о том, что трудности воспроизведения звуко - слоговой структуры слова возникают вследствие недоразвития фонематического слуха, снижения речеслуховой памяти и вследствие трудностей в артикуляции.
Мною было проведено обследование особенностей формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, следовательно, для сопоставительного анализа была организована контрольная группа из 20 детей в возрасте 5-6 лет. Мною было проведено пять методик с содержащими в них упражнениями. Были использованы методики исследования восприятия устной речи, предложенные Фотековой Т.А., Коненковой И.Д., Спировой Л.Ф., а также методику исследования звуко - слоговой структуры слова. Данные методики были адаптированы к задачам моего исследования.
При разработке методики констатирующего эксперимента за основу были положены следующие фундаментальные положения лингвистики, психологии, психофизиологии, логопедии, представляющие собой методологию исследования: современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи; Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.