Теоретические основы формирования коммуникативных ууд у второклассников на уроках окружающего мира
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет три вида универсальных учебных действий: личностные, метапредметные, предметные.
Фундаментом развития каждого ребенка является желание и умение учиться.
В широком значении термин ?универсальные учебные действия? означает ?умение учиться?, т. е. способность ученика к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Отличительной чертой универсальных учебных действий ?от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные действия? [7, с. 153].
?Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у млад
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
1.1. Понятие и сущность коммуникативных УУД у второклассников……………………………………………………………………......7
Заключение……………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………..37
Приложение…………………………………….……………………...41
Список литературы
Аникеев А.А., Нехороших Н.А. Формирование УУД у младших школьников // STUDNET. - 2021. - № 3. - С. 91.
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. и др. - М.: ?Просвещение?, 2011. - 151 с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: дис. канд. пед. наук / Л.А. Боденко. М., 1999.254 с.
Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – М.: ?Грамотей?, 2013. – 32 с.
Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Классификация общеучебных умений школьников // Директор школы. - 2012. - № 5(168). - С. 62-73.
Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4 (1417). - С. 153-160.
Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // Начальная школа. - 2008. - №11. - С. 12-14.
Заяшникова Н.В. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал ?Концепт?. - 2017. - Т. 22. - С. 33-42.
Иохвидович Э.Ю. Формирование коммуникативных УУД младшего школьника в условиях групповых форм сотрудничества на уроках окружающего мира // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Пенза: 2021. - С. 240-243.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева. - М.: Флинта; Наука, 2000. – 492 с.
Киянченко Е.А. Учим детей общаться / Е.А. Киянченко // М.: Начальная школа. –2002. –№ 6. –С. 6
Например, на уроке «Лесные опасности»: Рассмотреть картинки в учебнике. Выбрать съедобные и несъедобные грибы, назвать насекомых, которые кусаются и жалят, а какие нет, обосновать, почему они относится к этим группам.
Б) Рефлексивные упражнения (урок «В мире мудрых мыслей»: на доске представлены пословицы о дружбе): угадай, как будет звучать тема урока.
Например, на уроке «В мире мудрых мыслей»:
- Ребята, давайте попробуем угадать загадку, в которой спрятана тема нашего урока?
В) Интерпретация, разъяснение смысла (урок «Достопримечательности Москвы»): на доске представлены картинки, ребенку следует рассказать, что он видит на изображениях.
Например, ребенок может рассказать о Московском Кремле, о парках нашей столице, в которых он был со своими родными. Благодаря данному упражнению, ребенок начинает формулировать свои мысли и грамотно излагаться. При этом остальные дети внимательно слушают рассказы друг друга, получая информацию, которую, возможно, они не знали.
2. Выступление. Цель – научить детей составлять небольшие выступления, при этом, не уходя от конкретной темы урока, использовать слова в соответствии с ситуацией.
А) Речевые упражнения: придумай рассказ, используя данные слова.
Например, на уроке «В гости к весне?»: Придумайте рассказ, используя данные слова солнце, трава, настроение, птицы. Работа в парах.
Б) Упражнения, которые заставляют детей думать:
- проанализируй;
- сравни;
- сделай вывод, подытожь.
Например, делим детей на две команды. Одна команда готовит вопросы для другой с темой лета, другая – с темой зимы. После полученных ответов детям предстоит сравнивать два времени года. В конце урока можно составить памятки правил безопасности летом и зимой (например, летом нельзя посещать водоемы без контроля взрослых, а зимой – нельзя ходить по льду).