Воспитание родительских отношений к детям с ОВЗ
Введение.
Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов, дефектологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности.Семья на протяжении длительного времени играет ведущую роль в формировании личности ребенка. В центре внимания данной выпускной квалификационной работы стоит изучение воспитания родительских отношений к детям ОВЗ младшего школьного возраста.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические исследования изучения семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.
Психолого педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
Характеристика детско – родительских отношений.
Особенности детско – родительских отношений в семье, имеющих ребёнка с умственной отсталостью.
Выводы глава 1.
Глава 2.
2.1. Изучение детско – родительских отношений в семье, имеющих детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2.2. Анализ результатов исследования.
2.3. Разработка коррекционно – развивающей программы.
Выводы глава 2.
Заключение.
Используемая литература.
Приложения.
Список используемой литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. – М.: «Ось-89», 2018.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. –М.: Владос, 2017.
3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного учреждения. //Дефектология.- 2018.
4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. - М., 2018.
5. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,2019.
6. Дружинин, В. Н. Психология семьи. / В. Н. Дружинин. – М. : КСП, 2017.
7. Епифанцева, Т. Б., Настольная книга педагога-дефектолога. / Т. Б. Епифанцева. – М. : Феникс, 2017
8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М., 2018
9. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики. : уч. пособие для студентов дефектологического фак.пед.инст. / Х. С. Замский. –М.: Просвещение, 2017
10. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности подростка: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2017.
11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2017.
12. Ковалев Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 2018.
13. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2019.
14. Левченко И. Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 2019.
15. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2017.
16. Майрамян, Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. / Р. Ф. Майрамян. – М., 2017.
17. Маллер, А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида. / А. Р. Маллер // Дефектология. – 2017. – № 5
18. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.: Изд-во Речь.2019
Наиболее распространенным нарушением развития является умственная отсталость. Умственную отсталость определяют как нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.Понятие «умственно отсталый ребёнок» или «ребёнок с интеллектуальной недостаточностью», принятое в отечественной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. распространённый характер.В России принято разделять умственную отсталость на олигофрению и деменцию. Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены. Поражение мозговых структур, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, обуславливающее недоразвитие и нарушение психики, возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год-полтора жизни, т.е. до периода становления речи. При олигофрении органическая недостаточность носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер. Ребёнок оказывается психически здоровым, хотя его развитие осуществляется на дефектной основе, есть основания для оптимистического прогноза.