Педагогические условия воспитания настойчивости у детей младшего школьного возраста в продуктивной деятельности
Введение
Актуальность исследования. Проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения всегда были в центре исследований отечественной педагогики. Не теряют они своей актуальности и в настоящее время.В период нестабильной социальной обстановки в стране важное значение приобретает вопрос о формировании у детей основ самовоспитания, развитие у них способности к ориентации в окружающей действительности, к самостоятельному принятию ответственных решений и их достаточно полной реализации под влиянием нравственно-ценных мотивов, саморегуляции поведения и деятельности на основе осознания моральных норм общества.Одним из проявлений способности ребенка к управлению своей деятельностью является настойчивость, наличие которой позволяет ему достигать поставленной цели, преодолевать встречающиеся трудности, контролировать себя в процессе деятельности и достигать качественного результата.
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы воспитания настойчивости у детей младшего школьного возраста в продуктивной деятельности.……….. ....7
1.1 Особенности развития волевых качеств личности у детей младшего школьного возраста...………………………………………………………....7
1.2 Роль продуктивной деятельности в развитии настойчивости у детей младшего школьного возраста …………………………………………………19
1.3 Педагогические условия воспитания настойчивости младших школьников в продуктивной деятельности…...……………………………..23
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по воспитанию настойчивости у детей младшего школьного в продуктивной деятельности 33
2.1. Организация и содержание констатирующего этапа эксперимента……………………………………………………………………..29
2.2. Практическая реализации педагогических условий воспитания настойчивости у младших школьников в продуктивной деятельности …….44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………55
Заключение……………………………………………………….……….64
Список литературы……………………………………………………….67
Приложение
Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
Бережнова, О. В. Этап построения модели педагогического процесса. [Текст] / О.В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности: современные подходы.
Методическое пособие. – Москва, 2013. – С. 30-32.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. [Текст] / Л. И. Бажович.- М. -Воронеж, 2005. – 29 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
[Текст] / Л.И. Бажович. - СПБ., - 2009. - № 9. - С. 34-43. 2009. – 158 с.
Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] / Г. М. Бреслов. - М.: «Институт практической психологии», 1997. – 65 с.
Боязитова, И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / И. В. Боязитова И.В. – М., 1998. – 21 с.
Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С.
Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
Выготский, Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.- С.653-663.
Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. [Текст] / Л. С. Выготский. – Рязань, 1979. – С. 9 – 14.
Гарднер, Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении [Текст] / Р. Гарднер / Пер. с англ. Е. В. Романовой. – СПб.: «Каллиста», 2004.
Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо и др. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
Гиппенрейтер, Ю. Б. О природе человеческой воли [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер // Психологический журнал. 2005. № 3.
Поведение ребенка под влиянием предъявляемых к нему требований начинается с усиленного развития выдержки, сдержанности и терпения, как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. В процессе учебной деятельности крепнут и дефференцируются мотивы долга. Не только развиваются мотивы долга перед родителями, учителями, но и перед коллективом класса. Все это оказывает решающее влияние на развитие воли детей: из чувственной и импульсивной воли дошкольника при правильном воспитании развивается высокосознательная и дисциплинированная воля школьника. Исследования В.А. Иванникова (1960), В.И. Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1-3 классов заметно растет умение проявлять волевые усилия. Это наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия, намеренное запоминание учебного материала, внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие эти действия, например, отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузна, не подкреплена нравственными принципами.