Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
ВВЕДЕНИЕ
Для многих родителей проблема адаптации ребенка к ДОУ стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Изменения условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как у самого ребенка, так и у окружающих его взрослых.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. Процесс ад
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.................................................................................7
1.1 Проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ в психолого-педагогической литературе.................................................................7
1.2 Этапы адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.................19
1.3 Условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.........................................................................................................................22
Глава 2. Исследование психологических особенностей адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ................................................................27
2.1 Особенности адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ......27
2.2 Методы и методики исследования процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ...............................................................................33
2.3 Методические рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к ДОУ......................................................................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….…44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book1300/content.php (дата обращения 15.01.2022).
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М.: Просвещение, 2015. - 176с.
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? / А.И. Васина [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/ (дата обращения 15.01.2022).
Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. - М.: АСТ, 2017. - 79 с.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: сборник / Сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2015. - 125с.
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.
Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009. – 234с.
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.
Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов Н/Д: Феникс, 2015. – 151с.
Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. – Ярославль: Академия, 2011. – 255с.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 240с.
Божович Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. – 233с.
Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред
Показ действия, упражнения в нем, совместные действия с ребенком, поручения и т.п. – на втором этапе» [27, с.99].
Л.С. Выгодский писал: «Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем при формируется самостоятельная предметная деятельность» [21, с.55].
Т.П. Гаврилова отмечает: «При поступлении в ДОУ происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи. Особенностями ДОУ являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность перекрёстного инфицирования и более сильного утомления ребёнка; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могу оказаться непривычными для ребенка и