Кружок как групповая форма внеурочной деятельности учащихся начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовательном процессе внеурочная деятельность занимает ведущее место в воспитании нового поколения, поколения гармонично развитых, творчески мыслящих личностей. Внеурочная деятельность школьников, построенная на принципе добровольности и возрастных особенностей, направлена на музыкальную, изобразительную, художественную, эстетическую, историческую, краеведческую, экологическую, технологическую сферы деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования не только через урочную деятельность, но и внеурочную с соблюдением государственных санитарно – эпидемиологических требований.
Внеурочная деятельность младших школьников является составной частью учебно-воспитательного процесса. Организовывается она педагогом или обучающимся самостоятельно и основывается на принципах выбора, самообразования, саморазвития, добровольности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………………….…6
1.1. Сущность кружков в начальной школе…………………………………….….6
1.2. Направления, виды и принципы внеурочной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………...….………..9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………....13
2.1. Разработать форму организации кружка в начальной школе ……………...13
2.2. Анализ организации и проведения кружка в начальной школе как одной из форм организации внеурочной деятельности………………………………..…..19
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Байназаров Р. Воспитательно – образовательное значение кружковой работы школьников // Современная педагогика. – 2019. – 7. — С. 37-42.
Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2018.- С. 512 .
Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Книга для педагогов / Е.К. Брыкина. – М.:Норма, 2020. – С. 180.
Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2019. – С. 178.
Горской В. А. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский. — М., Просвещение, 2022.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2020. – С.160.
Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2021. – С. 225.
Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога // Профессиональное образование. – 2022. — № 10. – С. 23-26.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие / Е.Б. Евладова. — М.:Владос, 2021. — С. 65.
Калугин М.А. После уроков: Ребусы, кроссворды, головоломки М.А. Калугин. — Ярославль: Академия развития, 2018. – С. 130.
Касимова Т.А. Гражданское образование младших школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова. – М.: Айрис-пресс, 2020. – С. 130.
Кокарева З.А., Игнатьева А.С., Секретарева Л.С. Об организации внеурочной деятельности в начальной школе: Методические рекомендации. – Вологда: БОУ СПО ВО: Лаборатория развития НОО, 2021. – С. 80.
Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности // Народное образование. – 2020. — № 4. — С. 3-6.
Комплексная программа развития общеобразовательного учреждения // Практика административной работы в школе. – 2019. — № 6. – С. 23-50.
Концепция модернизации российского обр
Повышение уровня духовных и культурных потребностей детей; воспитание гордости за свой край, своих предков.
Занятия кружка проводились три раза в неделю (понедельник, среда и суббота) с 10 марта по 19 апреля 2023 года. Работа включала в себя следующие формы и методы: беседы и рассказы об истории и культуре Казани и республика Татарстан, индивидуальные и групповые презентации учащихся по заранее определенным темам, экскурсии по городу Казани и городам республики, совместное посещение музея и кинотеатра и игровую деятельность ребят совместно с педагогом и родителями.
Работа строилась на основе программы Н.А. Князевой «Маленький пермяк» [31]. На занятиях кружка использовались разработки и пособия этого же автора, а также дополнительная литература по истории Перми и Прикамья (Н.П. Горбацевич [16], А.С. Зеленин [25], В.С. Верхоланцев [9], Л.А. Боровская и соавт. [7]). Темы занятий по программе «Маленьк