Формирование учебной мотивации в процессе изучения иностранного языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из основных целей государственной политики Республики Казахстан является обеспечение конкурентоспособности среднего и высшего образования, вхождение Республики Казахстан в число ведущих стран мира по качеству образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности через повышение учебной мотивации обучающихся и их вовлеченности в образовательный процесс. Данную цель можно достичь благодаря комплексной модернизации всей системы образования. Основные тенденции модернизации образования Республики Казахстан получили отражение в следующих нормативно-правовых документах: «Об образовании» Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III [1], «О статусе педагога» Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК [2], Об утверждении национального проекта «Качественное образование. Образованная нация» Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 [3], «Об утверждении госуда
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проблемы формирования и повышения учебной мотивации при обучении иностранному языку в школе 11
1.1 Формирование мотивация обучающихся в процессе изучения иностранного языка как важнейший приоритет модернизации среднего образования 11
1.2 Понятие мотивации и мотива в психолого-педагогической и методической литературе 19
1.3 Организационно-дидактические условия изучения иностранного языка, направленного на формирование мотивации школьников 34
2 Методика обучения иностранному языку, направленного на формирование учебной мотивации 39
2.1 Цели, принципы и содержание изучения иностранного языка, направленного на формирование учебной мотивации обучающихся средней школы 39
2.2 Технологии, приемы и средства изучения иностранного языка в средней школе, направленного на формирование учебной мотивации 52
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации при изучении иностранного языка 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 «Об образовании» Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III
2 «О статусе педагога» Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК
3 Об утверждении национального проекта «Качественное образование. Образованная нация» Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726
4 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348
5 Вилюнас В. К., Кравченко А. С. Мотивация демонстративного поведения // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 122-151.
6 Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. // Иностранные языки в школе. 1970. № 1.
7 Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теории и методы изучения. Киев, 1998.
8 Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. – Т. 3, № 6.
9 Намазбаева Ж.И. Психологические основы развития творческой интеллектуальной личности в образовательной среде: монография. — Алматы, 2012.
10 Жарыкбаев К. Б. Развитие психологической мысли в Казахстане, А.-А., 1968
11 Безукладников К.Э., Штиглуз Л.Б., Мансурова Е.Ф. О необходимости обучения распознаванию немецко-английских когнатов при обучении немецкому языку как второму иностранному // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 108-114.
12 Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. С. 153165.
13 Поляков О.Г. Когнитивные и аффективные факто
Действие внешних мотивов (престижа, достижения, самоутверждения и других) призвано усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственной связи с содержанием предмета и процессом учебной деятельности [25. 51 с].
Учебная мотивация имеет сложную структуру. Bloch J., Crosby C. среди компонентов мотивации выделяет следующие мотивы:
- гражданский (учение как подготовка к будущей жизни в обществе);
- познавательный (приобретение новых знаний, формирование необходимых навыков и развитие умений);
- социальной идентификации с преподавателем (проявляется в соответствии требованиям преподавателя и высоким учебным достижениям других обучающихся);
- социальной идентификации с родителями (проявляется в соответствии ожиданиям родителей в учебной и поведенческой сферах деятельности);
- переживания (связан с привлекательностью учебного материала, его разнообразием и