Реализация компетентностного подхода на уроках биологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Главной целью Национальной стратегии развития образования в России является совершенствование образовательной сферы с помощью постоянного прогрессивного развития и гибкой адаптации к мировым процессам. Для этого необходимо изменить учебный процесс, основанный на развивающей педагогике, которая будет нацелена на максимальное раскрытие потенциала каждого ученика с учетом его возрастных и психологических особенностей. Кроме того, нужно обновить содержание, форму и методы организации обучения, которые будут ориентированы на личностный подход и компетентностный подход.
Многие ученые занимались исследованием дидактических основ компетентностного подхода к обучению. В отечественных исследованиях было уделено значительное внимание компетентностной составляющей современной личности. (В.В. Болотова, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает, что целью образова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Научно-теоретические особенности реализации компетентностного подхода в обучении 7
1.2. Психолого-педагогическая составляющая компетентностного подхода в образовании 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОДОРОСЛЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 21
2.1. Методические условия реализации компетентного подхода при изучении водорослей в школьном курсе биологии 21
2.2. Разработка урока по теме «Водоросли» 6 класс 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910.htm.
Баранников, А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: Просвещение, 2020. – С. 139-145.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – С. 234-238.
Василюк, И.П. К проблеме формирования ключевых компетентностей в процессе обучения / И.П. Василюк // Право и образование. – 2018. – № 5. – С. 31-46.
Вербицкий, А.А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А.А. Вербицкий, О.Б. Ермакова. // Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 12-18.
Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – С. 165-171.
Викторов, В.П. Академический школьный учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс / В.П. Викторов, А.И. Никишов. – М.: Дрофа, 2011. – С. 37-39.
Всесвятский, Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию: книга для учителя / Б.В. Всесвятский. – М.: Просвещение, 2007. – С. 159-161.
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е, исправленное изд. – М.: Смысл, 1999. – С. 256-258.
Галеева, Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя / Н.Л. Галеева. – М.: «5 за знания», 2006. – С. 19-23.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / А.А. Гин. 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2020. – 88 с.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М., 1986. – С. 191-194.
Зазыкин, В.Г Психология проницательности / Зазыкин В.Г. – М: Изд-во РАГС, 2002. – С. 54-57.
Зверев, И.Д.
В связи с этим, учитель должен активно участвовать в процессе обучения каждого ученика, что требует значительных затрат учебного времени. Чтобы повысить эффективность методов обучения, учитель должен обогащать их методическими приемами. Использование натуральных объектов, иллюстраций, схем и таблиц способствует повышению познавательной активности учащихся, что способствует успешному усвоению материала. Использование методических приемов помогает обогатить методы обучения и увеличить их эффективность. [Калинова 2000:21].
Таблица 4
Характер познавательной деятельности
Доминирующий вид деятельности школьников Содержание деятельности Предполагаемая образовательная продукция учащихся
Аналитическая деятельность Для овладения новым материалом используются учебники и таблицы. Необходимо уметь выделять основной смысл текста и понимать символику, используемую в схемах, картах и планах.
Экспериментальная работа Выполнение экспериментальных заданий по теме уро