Развитие памяти ребенка как условие его успешного обучения
ВВЕДЕНИЕ
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.
Память младших школьников – это та способность, которая определяет успешность обучения в начальных классах. Вместе с тем интенсивная информатизация на современном этапе развития общества обуславливает слабость познавательной деятельности, в том числе значительно снижает потенциал развития памяти детей. В
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ………………………………………………..6
1.1. Понятие о памяти в структуре познавательной деятельности………………………………………………………………...6
1.2. Виды, типы памяти и их особенности…………………………10
1.3. Педагогические возможности игры в развитии памяти младших школьников……………………………………………………...20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ РЕБЕНКА КАК УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………..25
2.1. Диагностика развития памяти у младших школьников на констатирующем этапе экспериментального исследования………………....25
2.2. Анализ результатов по развитию памяти ребенка на завершающем этапе экспериментального исследования……………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Список использованной литературы
1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
2. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Адамский Михаил Яковлевич. — Великий Новгород, 2005. — 201 с.
3. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.
4. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8. — С. 438–442.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
6. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - Москва, 1979 - С. 161
7. Внимание и память / А.Р. Лурия. – Москва : Издательство Московского университета, 1975. – 106 с. – 5,65 уч.-изд. л.
8. Возрастные и индивидуальные особенности памяти/ Под ред. А.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1967.
9. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка./ П.Я.Гальперин. – М.: Изд – во МГУ, 1985.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
12. Давыдов В. В. Физиология с основами анатомии: курс лекций Ч. 2 [Текст] / В. В. Давыдов, О. В. Самойлова. – СПб.: СПХФА, 2013 – 152с..
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов.– М.: Педагогика, 1986.
14. Данилова Е.А. Особенности
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р.Шифрином. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в н