Развитие у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи осознанного чтения
Введение
Актуальность темы. Развитие навыков чтения является сложным процессом, который требует умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. Обучение чтению начинается на начальном уровне образования и продолжается в течении всего учебного времени, однако не всегда развитие навыков чтения происходит успешно. С каждым годом увеличивается число обучающихся, у которых отмечаются трудности в обучении чтению.
Формирование навыков чтения важно не только для нормально развивающихся детей младшего школьного возраста, но и для тех, кто имеет интеллектуальные нарушения. Согласно конвенции ООН по правам ребенка, все дети обладают фундаментальными правами. Подтверждением этого следует пункт 1 статьи 23, где сказано «Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития у младших школьников навыков осознанного чтения 6
1.1. Чтение как вид речевой деятельности. Закономерности овладения чтением в онтогенезе 6
1.2. Характеристика навыков чтения младших школьников с патологией речи 11
1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с ТНР навыков осознанного чтения 21
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Логопедическое исследование особенностей осознанного чтения младших школьников с ТНР логопедической работы по его развитию 35
2.1. Общая организация исследования 35
2.2. Содержание и результаты исследования осознанного чтения младших школьников с ТНР 38
2.3. Программно-методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с ТНР навыков осознанного чтения с использованием упражнений 45
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Аннотация 57
Список использованных источников и литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Список использованных источников и литературы
Аксёнова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения [Текст] / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. - М., 1987.
Алтухова Т. А., Российская Е. Н. Результаты изучения навыков построения научного дискурса студентами-логопедами // Логопедия. 2010. №2 (28). С. 66-78.
Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. // Известия АПН РСФСР. 1950. Вып. 70. - С. 104-148.
Безруких М.М. Особенности речевого развития младших школьников с трудностями обучения письму и чтению / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. материалы научно-практич. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н.Н. Трауготт / Отв. ред. М. Г. Храковская. - СПб.: Акционер и К, 2004. - С. 247-259.
Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М.М. Безруких. – СПб. : «Академия», 2004. – 157 с.
Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию. // V научная сессия по дефектологии. - М., 1967. - С. 44-49.
Бондаренко А.П. Значение раннего выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи // Школьный логопед. - 2006. - № 3. - С. 15-17.
Борель-Мезонни С.Н., Беккер Р.К. Дислексия и дисграфия.-М., 2003
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. - М.: Паритет, 2004. - 126 с.
Бунина В.С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса//Дошкольное образование. - 2010. - №8. - С. 10-12.
Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М: Астрель, 2009. - 127 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ре
Интеллект страдает вторично на фоне тяжелой недостаточности развития речи. Дети не могут сконцентрировать внимание на новом материале, тяжело переключаются с одной темы на другую. Изученная тема быстро забывается, особенно, связанная с сюжетом, последовательностью событий. Часто они не умеют обобщать и делать выводы. Им легче работать с наглядным материалом. Имеющееся двигательное расстройство приводит к быстрой общей утомляемости и пониженному тонусу. Все вышеуказанные признаки вызывают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям с ТНР свойственны пассивность, обидчивость и отсутствие мотивации для достижения результата.
Отклонение от нормального темпа речи также является патологией. Ребенок, имеющий подобные дефекты, может разговаривать фразами из мультфильмов или теми, что услышал накануне от родителей. Из-за трудностей с пережевыванием пищи он может подавиться даже маленьким кусочком. Также следует обращать внимание на такой симптом, как постоянно открытый рот и повышенное слюноотделение.
Чем опасны телевизор и современные гаджеты? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.
При обнаружении речевых нарушений необходимо корректировать состояние ребенка, со временем их проявления только усилятся. Дефекты речи подразделяются на ОНР, фонетические и фонетико-фонематические. Диагностикой отклонения занимаются медицинские специалисты и педагоги. Если первичной является умственная отсталость вследствие тяжелых заболеваний неврологического характера, ребенку могут оформить инвалидность.
Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем выявлении проблемы у детей дошкольного возраста. В основе терапии всегда лежит комплексный подход: прием