Сказка как средство экологического воспитания дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.
Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей (Я. А. Коменский, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).
И сегодня большое количество исследователей обращаются к проблеме экологического воспитания подрастающего поколения (А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Г. В. Кирикэ, Н. М. Мамедов, С. Н. Николаева, Н. Ф. Реймерс, Н. А. Рыжова, И. Т. Суравегин
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
1.1 Сущность экологического воспитания. 6
1.2.Анализ программ ДОУ в контексте экологического воспитания. 9
1.3 Формы, методы и средства экологического воспитания
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ.. 21
2.1 Сказка как средство экологического воспитания дошкольников в ДОУ.. 21
Не найдено
Исходя из общей цели экологического воспитания, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте посредством сказок закладываются основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
В экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе [7, с. 73].
Огромная роль в экологическом воспитании дошкольников отводиться экологическим сказкам, которые в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Поэтому названия всех рек животных мы даем действительно существующих в нашем родном крае. Сказки можно воспроизводить как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли - от кукольных до ролевых. Положительным эффект будет больше, если чтецами или актерами выступать будут старшие школьники при выступлении перед дошколятами и младшими классами школ.
В ходе чтения и обсуждения сказки или рассказа ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д.. модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.
Надо заметить, что при выборе сказки (рассказа) природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействовать на его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях [15, с. 79].