Особенности формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Пение выступает важным элементом музыкально-исполнительской деятельности в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Оно занимает важное место в общем и личностном развитии детей.
Через пение дети приобщаются к певческой музыкальной культуре, к основам музыкального искусства. Правильно организованный процесс певческой деятельности задействует целый спектр личностных качеств ребёнка и способствует развитию его музыкальных способностей. Важную роль в обучении пению занимает правильное дыхание, эффективность данного подхода обусловливает актуальность курсовой работы.Правильное певческое дыхание является основой пения в целом, которое не только развивает вокальные возможности, но и является целебным, так как все дыхательные упражнения направлены на оздоровление и духовное и физическое. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению голосового аппарата.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….4
1.2 Певческое дыхание и вокальные возможности детей старшего дошкольного возраста: сущностная характеристика………………………..11
1.3 Особенности формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………13
Выводы по первой главе…………………………………………………13
Глава 2. Практические аспекты формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Эмпирическое исследование исходного уровня сформированности певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста…………….18
2.2 Программа формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….22
2.3 Эффективность экспериментальной работы по формированию навыков певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста…..24
Выводы по второй главе…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………32
Приложения………………………………………………………………35
Список использованной литературы
Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников //Развитие детского голоса. - М., 1963. – 172 с.
Багадуров В.А. Вокально е воспитание детей.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 212 с.
Барашкина С.Б. Актуальные вопросы педагогики и психологии : монография / С.Б. Барашкина, И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 172 с.
Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 1989. –268с.
Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гомезо, М.Г. Матюхина, Т.С. Михальчик. –М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под общей редакцией А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
Волина, В.В. Весёлая грамматика / В.В. Волина. -- М.: Знание, 1995. --336 с.
Грачёва М.С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., 1956. – 222 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 2014– 242 с.
Ересько Д.А. Восприятие предмета и образование формы в процессе формирования художественного образа / Ересько Д.А. // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / отв. ред. Д.А. Погонышев. – Нижневартовск, 2020. – С. 228–231.
Жинкин, Н.И. Психологические основы речи / Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. -- 1966. -- С. 8 -- 15.
Кобелева Е.М. Роль индивидуального подхода в развитии детского голоса у учащихся и вокалистов: статья.2014. http://nsportal.ru.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -- М.: Щ «Академия», 2002. -- 416 с.
Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.,
Метлов, Н.А. Музыка детям.- М.: Просвещение, 1985. – С.18-60.
Метлов, Н.А. Песни для детского сада.- М.: Советский композитор, 1963. – 172 с.
Дошкольный возраст – важный период жизни ребенка, становления его личности. Как отмечает С.Б. Барашкина, «старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам» [3, с.147].Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет понимать и понимать наблюдаемые им явления и события. В этот период активно развиваются основные психические процессы дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте они начинают приобретать черты произвольности.«Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере, – пишет Г.В. Фадина, – Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление…. Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления» [24, с. 3]. В.В. Волина определяет мышление как «процесс обучения, связанный с открытием новых знаний, решением задач и творческим преобразованием действительности» [7, с.7].