Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией". В которой проанализированы полученные результаты и выявлены особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Разработана программа логопедической коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.03.2025
Объем файла
160 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире ведущей проблемой среди детей дошкольного возраста является нарушение речи, в том числе и проблема дизартрии. Неразборчивость речи при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация, логическое ударение и др.
Данные нарушения вызывают трудности общения с окружающими и в дальнейшем могут вести за собой некоторые изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, таким образом, мешая им учиться и в полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Главной целью в работе с данными детьми является формирование их речи яркой, выразительной, эмоциональной.
Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (Т.А. Власова, Г.В. Гуровец, М.А. Совак, Л.Г. Фомиче

Содержание
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ ……………………………….........................................................6
1.1. Понятие дизартрии как речевого расстройства…………………………..6
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей с дизартрией……...11
1.3. Становление просодической стороны речи в онтогенезе……………...…13
Выводы по 1 главе.................................................................................................20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………22
2.1. Методики обследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией………………………………………….22
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования...........................31
2.3. Программа логопедической коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ……..40
Выводы по 2 главе ...............................................................................................43
Заключение............................................................................................................45
Список литературы...............................................................................................48
Приложения……………………………………………………………………...52

 

Список литературы
Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис - пресс, 2005
Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография.- М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. с.123
Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2006. - С. 4- 16
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
Белякова Л.И. Волоскова Н.Н. Инновационный подход к исследованию проблемы дизартрии, МПГУ,М., СГУ,Ставрополь.
Верясова, Т.В. Игротренинг, направленный на развитие навыков правильного дыхания, голосоведения и чувства ритма у дошкольников с нарушениями речи. Екатеринбург., 2011.
Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.: АСТ, 2006. -141 стр.
Власова, Т.А., Пфафенродт, А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Владос, 2006.
Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования с нарушениями речи» СПб «Детство- ПРЕСС» 2006 стр. 144
Волкова Л.С., Логопедия.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2008.- 703с.
Гуровец Г.В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. –
Диагностика речевого развития дошкольников. / Под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: АО Совер, 2007.
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2011.
Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб.: Союз, 2010.
Карелина, И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии и сложные дислалии //Дефектология. – 2006. – №5. – С.

В ее состав вступают различные просодемы для выражения разных смысловых оттенков речи.
Мелодемы передают синтаксическое значение. Темповые хронемы подчеркивают противопоставления в речи. Паузальные хронемы применяются для пояснения чего-то, убеждения в чем-то.
Выводы по 1 главе.
Дизартрией называется нарушение произносительной стороны речи. Она появляется в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы. Подвижность органов речи при дизартрии ограничена. В детском возрасте дизартрия может повлечь за собой общее недоразвитие речи. Основными факторами возникновения дизартрии являются следующие: гипоксия плода; токсикозы беременности; резус-конфликт; соматические болезни матери; травмы при родах; патологическое течение родов; асфиксия новорожденного; гемолитическая болезнь новорожденного недоношенность. В раннем детстве причинами могут послужить: перенесенные нейроинфекции; гидроцефалия; тяжелые интоксикации;