Современные технологии как средство развития умений аудирования на старшем этапе обучения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мы можем наблюдать за значительными изменениями, которые происходят в области образования. Данная трансформация вызвана социальными, экономическими и политическими преобразованиями во всех сферах жизни. В связи с этим изменился и статус дисциплины «иностранный язык» как школьного предмета. К причинам, которые вызвали данное событие, можно отнести расширение и упрочнение международных отношений с другими государствами.Как известно, английский язык является международным языком и с каждым годом занимает все более значимую роль в современном мире. Отметим, что овладение навыками устной коммуникации начинается с аудирования, которое является основой любого общения. Несформированные аудитивные навыки становятся причиной того, что коммуникация нарушается, поэтому обучение и развитие навыков аудирования на уроках английского языка очень важна. Аудирование позволяет учащимся внимательно вслушиваться в звучащую речь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….….…….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ.6 Понятие аудирования в аспекте научной парадигмы………….6
Цели, задачи, содержание обучения аудированию…….………10
Трудности, возникающие при обучении аудированию на уроках иностранного языка …………………………………………..…..14
Психологические и возрастные особенности обучающихся на
старшем этапе обучения……………………………………......20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………… 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» («SPOTLIGHT 10-11») и «ЗВЕЗДНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» («STARLIGHT 10-11») на наличие упражнений, направленных на развитие умений аудирования…....25
2.1 Характеристика и анализ УМК «Английский в фокусе» О.В. Афанасьева, Дж. Дули и др……………………..………………..25
2.2 Характеристика и анализ УМК «Звездный английский» К. М. Барановой, Д. Дули и др…………..…………………..…... 28
2.3 Преимущества и недостатки УМК Starlight и Spotlight, пути устранения пробелов и повышения эффективности обучения аудированию………….33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ариян М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранного языка в старших классах средней школы / М.А. Ариян/ Иностранные языки в школе, 2019. – 155 с.
Афанасьева О. В., Дули Д. и др. Английский язык (Английский в фокусе) 10,11, М., Просвещение, 2017. – 248 с.
Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе -М.:Просвещение, 1995. – 204 с.
Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.:Express Publishing: Просвещение, 2018. – 200 с.
Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.:Express Publishing: Просвещение, 2018. – 200 с.
Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. - М.: Просвещение, 1999. – 160 с.
Бим И.Л. Обучение иностранному языку: Поиск новых путей / И.Л. Бим / Иностранные языки в школе, – 178 с.
Блохина E.B. Некоторые вопросы обучения аудированию / Иностранные языки в школе, 1998. – 120 с.
Богданова И.И. Виды наглядных пособий (обзор писем) / Иностранные языки в школе, 1995. – 86 с.
Бутко Г.В. Наглядные пособия на уроках английского языка / Иностранные языки в школе, 1998. – 134 с.
Вайсбурд, М. Л., Колесникова, Е. А. Обучение аудированию / Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А, 1970. – 121 с.
Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2006 года в преподавании иностранных языков в школе» – 230 с.
Гальскова Н.Д. Современна методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. – 80с.
Гез Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая Школа, 1982. – 142 с.
Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования. //Иностранные языки в школе, 1985.
Исследуемый термин часто употребляется в методических источниках по теме, однако для отечественной практики он является относительно новым. Нужно подчеркнуть при этом, что аудирование и непосредственное говорение – факторы, обеспечивающие саму возможность коммуникации путем использования иностранного языка.На фоне отмеченного следует уделить особое внимание термину «общение». В общем смысле это двусторонний процесс. И аудирование в его рамках буквально необходимо. Пренебрежение им как инструментом часто негативно влияет на обучение каждого старшего школьника, осваивающего иностранный язык. То есть при условии, что общение на последнем как метод учения и научения исключает аудирование, результативность освоения неродного языка исключается.Вернуться следует к позиции И. А. Зимней и подчеркнуть, что она связала аудирование с психологическим аспектом, рассмотрела первое как основу понимания иноязычной речи. Вместе с тем ученая отметила, что оно способствует восприятию и узнаванию образов в виде сочетаний звуков, языковых конструкций посредством слухового анализатора [26, с. 56]. На фоне этого нужно отметить, что задача педагога в данном контексте сводится не только к тому, чтобы привить обучающимся способность грамотно воспринимать основную информацию в том или ином сообщении. Он буквально обязан учить старших школьников различать интонации, определять грамматическую корректность того или иного изречения.