Дидактические игры как средство развития словаря дошкольников
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью подробного объяснения вопросов, связанных с развитием словаря у детей дошкольного возраста. Решение задач речевого развития детей в этот период является основополагающей. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является словарная работа. Она выступает как основа для дальнейшего речевого развития ребёнка и поэтому несёт в себе огромную важность.
Над данной проблемой работали такие психологи и педагоги как М.М. Алексеева, В.В. Гербова, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и другие. В ходе исследования нами были рассмотрены теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Под такой важной речевой задачей как развитие словаря А.М. Бородич подразумевает долговременный процесс количественного роста слов в детском словаре посредством изучения незнакомых и сложных слов с закреплением их значений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………........................ 6
Анализ исследований по проблеме развития словаря у детей дошкольного возраста………………….6
Значение дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста……………………….9
Методики применения дидактических игр для развития словаря дошкольников………………….15
Выводы по первой главе………………………………….22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА БАЗЕ МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА №19» Г.СОСНОВЫЙ БОР…………………………23
2.1. Методики исследования по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста………………………..23
2.2. Проведённая работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр на базе дошкольной организации…23
Выводы по главе 2…………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………..39
Список литературы
Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М., 2000. – 400 с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М., 1991. – 160 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. [Текст] / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации. 2 -у изд., испр. и доп. -М.: Мозайка -синтез, 2007. -64 с
Еремина, Л. И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Еремина, Ю. А. Шмелькова // Категория "социального" в современной педагогике и психологии : Материалы 10-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 06–07 июля 2022 года / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2022. – С. 40-42.
Зотова И.В., Громова И.Г. Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] // European science. –2018. – №14(36). – С. 60- 63.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М., 2008. – 416 с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Альянс, 2013. 366 с.
Дошкольный возраст является периодом самого активного усвоения ребенком языка, становления и развития всех сторон речи: грамматической, лексической, фонематической. В сензитивный период развития ребёнка полноценное овладение родным языком является значимым условием воспитания и социализации личности. Развитая речь у ребенка дошкольного возраста способствует правильной коммуникации между детьми.Речь как основное средство общения занимает ключевое место в системе высших психических функций и включает в себя развитие умений понимать, пользоваться языком, развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности и пр. [5, c.40].Словарь является важным компонентом в речевом развитии детей. В современном дошкольном воспитании общей основой воспитания и обучения детей является овладение родным языком и формирование словаря ребенка. По мнению О.С. Ушаковой, в период от рождения до семи лет в ребенке закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать ежедневно в дальнейшей жизни. Ребёнок с хорошо развитой речью легко и охотно вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания и чувства [16].Проблема развития словаря детей младшего дошкольного возраста была отмечена в трудах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др.Анализ литературы показал, что в большинстве случаев под понятием «словарь» авторы имеют в виду определенный словарный запас, который касается тех объемов слов родного языка, носителем которого является человек. Например, Г.С. Абрамова определяет «словарь» как общий объем слов, которые знает и понимает человек, использует в письменной и устной речи [1].