Дидактическая игра как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет изменения нормативной базы и влечет за собой серьезные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольных образовательных организаций и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Содержание образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей по пяти образовательным областям, в том числе в области «Познавательное развитие».Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА8-21
1.1. Проблема формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических работах8
1.2. Характеристика особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста15
1.3. Дидактическая игра как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста17
Выводы по первой главе21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА23-50
2.1. Диагностика уровня сформированности геометрических представлений у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент)23
2.2. Использование комплекса дидактических игр, направленного на формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста (опытно-практическая работа)32
2.3. Результаты опытно-практической работы (контрольный эксперимент)36
Выводы по второй главе41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ45
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….......51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Возрастная психология Учебное пособие для студентов вузов. – Екатеринбург.: М.: Академический Проект; Деловая книга, 2000.
Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.
Архитектура XX века [Текст]: [Сборник] / Ле Корбюзье; Пер. с фр. под ред. [и с послесл.] К.Т. Топуридзе. - 2-е изд. - Москва: Прогресс, 1977. - 303 с.
Баракина Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников /Баракина Т.В. [Электронный ресурс]. – [2020]. – Режим доступа: https://kladraz.ru. – Загл. С экрана.
Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Безруких, М.М. Учимся узнавать геометрические фигуры [Текст] / М.М. Безруких, 3. Фэйр; пер. Т.А. Филиппова. – М.: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста, 2013. – 32 с.
Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 14.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2010.- 400 с.
Богуславская З.М. Чудо-обучайка. Математика. Моторика. Логика. Для детей 3-5 лет. /на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000634420/about-chudoobuchajka-matematika-motorika-logika-dlya-detej-35-let-m-boguslavskaya
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998.
Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. -213с.
Формирование математических представлений, геометрических знаний у дошкольников является важным компонентом формирования их мировоззрения, «картины мира» и отношения к этому миру. Понятия «геометрия» и «геометрические знания» понимаются как «землемерие» или «измерение земли», где «гео» в переводе с греческого означает «земля», «метрео» переводится «измеряю» [70, 71]. «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Зарождаясь путем чувственного восприятия, она постепенно становится предметом рассмотрения и наконец, делается достоянием разума», – эти слова приписывают греческому ученому Е. Родосскому, жившему в IV в. до н. э.[24] В «Энциклопедическом словаре юного математика» записано, что одной из наиболее древних математических наук является геометрия. И далее: «Первые геометрические факты мы находим в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до н.э.), и в других источниках» [69]. В словаре С.И. Ожегова знание трактуется как: 1. Обладание какими-либо сведениями, осведомленность относительно чего-либо, кого-либо. Владение какими-либо практическими навыками, умениями и есть знание. 2. «Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека. Это система сведений о закономерностях развития общества, природы, мышления и т.п.» [56, с. 203]. Я.А. Коменский в своей работе «Материнская школа» [28] рекомендовал еще до школы обучать ребенка… узнавать и называть некоторые геометрические фигуры [28].