Развитие творческих способностей в процессе математического образования учащихся начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но сегодня общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека недостаточно отражается в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Огромная роль в формировании творческой личности учащихся принадлежит школьному обучению и воспитанию. Школа должна как можно раньше выявлять качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………... 3
1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе математического образования………. 9
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе …………………………………………………………… 9
1.2 Особенности математического образования детей младшего школьного возраста……………………...…………………………. 18
1.3 Методические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе использования математического материала……………………………………….... 23
2 Экспериментальное исследование по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе математического образования……………………………………………... 32
2.1 Описание работы по выявлению исходного уровня творческих способностей младших школьников…….…………………………. 32
2.2 Описание содержания работы по развитию творческих способностей младших школьников на основе использования математического материала………………………………………… 39
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по развитию творческих способностей в процессе математического образования учащихся начальных классов………………………… 45
Заключение………………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………………...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азизов, А. А. Формирование и развитие творческих способностей у младших школьников / А. А. Азизов, М. Н. Алиева // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных Наук = Паёми Донишгоњи миллии тољикистон. Силсилаи Илмњои Љомеашиносї. – 2019. – № 3–1. – С. 236–240. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313197 (дата обращения: 16.11.2022).
Аксютина, И. В. Творческое мышление как результат эвристического обучения / И. В. Аксютина, Ю. А. Шуклина // Научный потенциал регионов на службу модернизации. – 2013. – № 1 (4). – С. 39–49. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/290783 (дата обращения: 19.11.2022).
Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников : учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под редакцией С. П. Баранова. – Москва : Академия, 2015. – 464 с. – (Высшее образование – Бакалавриат). – ISBN 978-5-4468-1340-7.
Барышева, Т. А. Психология творчества : учебник для вузов / Т. А. Барышева. – Москва : Юрайт, 2022. – 300 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/497363 (дата обращения: 10.02.2023). – ISBN 978-5-534-13240-3.
Бекоева, М. И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики / М. И. Бекоева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 4, № 1 (18). – С. 75–78. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov- (дата обращения: 18.11.2022).
Белошистая, А. В. Математика в начальной школе : методика обучения : учебник для учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 44.02.00 «Преподавание в начальных классах» / А. В. Белошистая. – Москва : Инфра-М, 2021. – 314 с.
Математика является не просто областью науки, которую учащиеся осваивают для применения в дальнейшей профессиональной деятельности. она выступает важным инструментом личностного развития учащегося.
Именно благодаря математике, у учащихся формируются навыки выполнения различных познавательных действий, происходит структуризация знаний и развиваются навыки работы с информационными ресурсами.
Математика помогает развивать системное мышление и определения причинно-следственных связей. Также, все психические функции организма получают активное развитие в период изучения математики.
Содержание учебных программ начальной по математике охватывает
знакомство с несколькими разделами дисциплины. Учащийся начально