Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям вуза
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом в научных кругах возрастает интерес к проблемам социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза. Проведённые исследования выявили, что у студентов первых курсов проявляются трудности к адаптации к новым условиям.
Теоретически и эмпирические исследования излажены в трудах Грибова В.Н., Безюливой Г.В. Буховцевой О.В., Коровиной И.В., Хорева И.М. и др.
Однако изучение факторов определяющие высокое напряжения периода, а также результаты самого процесса адаптации является актуальным.
Проводиться исследования индивидуальных особенностей личности, а также социально-психологических факторов, способствующих процесс адаптированности, это может быть место проживание до поступления в вуз, образование родителей, сложности в организации учебного процесса, для студентов, поменявших место жительства, трудности вызывает изменение бытовых условий жизни и другие факторы. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса изложена в трудах (Голуб
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА 5
1.1. Понятие социально-психологической адаптации ее виды, механизмы и динамика 5
1.2. Современные подходы к социально-психологической адаптации студентов в высших учебных заведениях 9
1.3. Факторы, влияющие на успешную адаптацию студентов 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬЬН-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 24
2.3. Разработка рекомендаций социально-психологической адаптированности студентов к условиям вуза 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбузова, Е. С. Социально-психологические особенности адаптации к вузовскому обучению студентов с разной полушарной доминантностью / Е. С. Арбузова // Актуальные вопросы развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях, Уфа, 14 февраля 2014 года / Ответственный редактор А.А. Сукиасян. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. – С. 51-54. – EDN SDOASV.
2. Бржанов, Р. Т. Социально-психологическая адаптация студентов 1 курса / Р. Т. Бржанов // Развитие современного образования: от теории к практике : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 23 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 18-19. – EDN YMUIBP.
3. Гадомская, П. А. Использование активных методов социально- психологического взаимодействия в процессе адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза / П. А. Гадомская // Научные исследования и образование. – 2018. – № 3(31). – С. 40-42. – EDN YOBUPJ.
4. Долгова, Н. Ю. Взаимосвязь регуляторного опыта студентов и особенностей их социально-психологической адаптации к условиям вузовского обучения / Н. Ю. Долгова // Педагогические и социологические аспекты образования : материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 апреля 2018 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2018. – С. 318-319. – EDN XOJJQT.
5. Ибраимов, Х. И. Теоретические аспекты социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе / Х. И. Ибраимов // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 26(75). – С. 12-16. – EDN KURIEO.
6. Йулдушева, С. М. Теоретические аспекты социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе / С. М. Йулдушева // Достижение науки и образования. — 2019. — № 2. — С. 57-59.
7. Каткова, Н. Н. Исследование социально-психологической адаптации студентов-первокурсников / Н. Н. Каткова // Новые контуры социальной реальности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 14 ноября 2019 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – С. 112-114. – EDN YWEKBI.
8. Курашева, А. Е. Сравнительный анализ социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского ВУЗа / А. Е. Курашева // Теория и практика современной науки. — 2019. — № 2 (44). — С. 228-231.
9. Кушнерова, Ю. Ю., Кушнерова, О. Ф. Социально-психологическая адаптация как фактор успешности студента в ВУЗовской среде / Ю. Ю. Кушнерова, О. Ф. Кушнерова // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 8. — С. 74-77.
10. Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 244 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09730-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513217.
11. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции [Текст] / Лондаджим Т. // Альманах современной науки. — 2012. — № 11 (54). — С. 109-112.
12. Луцко, Е. А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации / Е. А. Луцко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2012. — № 1. — С. 205-209.
13. Ничипоренко, Н. П. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения личности / Н. П. Ничипоренко // Неврологический вестник. — 2012. — № 3. — С. 47-51.
14. Пашукова, Т. И. Эгоцентризм у студентов в период социально-психологической адаптации к обучению в ВУЗе / Т. И. Пашукова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2019. — № 1. — С. 223-235.
15. Потеряева, О. Б. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе (на примере студентов УрФУ) / О. Б. Потеряева, Е. А. Дубровская // Политика и общество. – 2015. – № 7(127). – С. 906-913. – DOI 10.7256/1812-8696.2015.7.15819. – EDN UCTQUR.
16. Прокопенко, Е. С. Антиципация как акмеологический феномен: теоретико-методический анализ / Е. С. Прокопенко // Акмеология. — 2015. — № 4 (56). — С. 301-308.
17. Прохорова, А. Е. Особе
В литературе имеется крайне мало исследований, в которых в качестве одного из факторов адаптации студентов к условиям вуза исследовалось влияние предпочитаемых личностью стратегий адаптивного поведения. Так, в исследовании Н.М. Голубевой и А.А. Головановой отмечено, что регуляторная гибкость в процессе адаптации отрицательно связана с предпочтением активной избегающей стратегии [28]. Однако, влияние предпочтения других стратегий авторы не прослеживают. Мы, однако, полагаем, что предпочтение той или иной стратегии адаптивного поведения является важным фактором социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза. Многие исследования показывают важность используемых человеком стратегий совладания с различными стрессами и трудностями в социальном взаимодействии для прогноза успешности его социальной адаптации. Мы полагаем, что этот фактор является одной из важных психологических детерминант социально-психологической адаптации с