Педагогические условия формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подготовка к обучению в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму и требованиям.
Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности, положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе, умение подчиняться правилам и социальным нормам, должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре, устная речь, крупная и мелкая моторика, любознательность. Ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование личностных качеств и развитие психических процессов дошко
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………......... 3
1.Теоретические основы формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе…………....................................................... 7
1.1 Возрастные особенности детей подготовительной группы……….... 7
1.2 Общие критерии готовности детей к обучению в школе…………… 11
1.3 Педагогические условия формирования у детей подготовительной группы готовности к обучению в школе……………………………... 19
2 Исследование формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе………………………………………………………….. 25
2.1 Диагностика уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе…………………………………………………... 25
2.2 Содержание педагогической работы, направленной на эффективное формирование у детей дошкольного возраста готовности к обучению в школе………………………………..……... 43
Заключение…………………………………………………………………... 69
Список использованных источников………………………………………. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – Москва: Прометей, 2013. – 138 с. – URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book_red&id=240131&sr=1 (дата обращения: 16.02.2023). – ISBN 978-5-7042-24–01-3.
2. Авсеенко, Н. В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Авсеенко Наталья Викторовна. – Москва, 2011. – 21 с. – Место защиты: Московский педагогический государственный университет. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005006720?page=1&ro tate=0&theme=white (дата обращения: 20.02.2023).
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 859 с. – URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=39123 (дата обращения: 25.01.2023). – ISBN 978-5-9989-03571.
4. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин ; под редакцией: А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – Москва : Просвещение, 1968. – 445 с. : ил.
5. Бабаева, Т. И. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, Т. А. Березина; редактор С. Д. Ермолаев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. – 352 с. – (Библиотека программы «Детство»). – ISBN 978-5-90679-774-2.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Питер, 2008. – 398 с.: ил. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-91180-846-4.
7. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 050706 (031000) – Педагогика и психология; 050701 (033400) – Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. – 320 с. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 978-5-7695-6494-9.
8. Борытко, Н. М. Педагогика : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 – Педагогика) / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Москва : Академия, 2007. – 496 с. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 978-5-7695-3308-2.
9. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. – Москва: Издательство Московского университета, 1968. – 268 с.
10. Венгер, Л. А. Развитие восприятия в онтогенезе / Л. А. Венгер // Психология: хрестоматия. Ч. 2. – Москва : Современная гуманитарная академия, 2004. – С. 49–56. – URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book_view_red&book_id=275190&page_id=49 (дата обращения: 24.01.2022).
11. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Юрайт, 2022. – 429 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/489412 (дата обращения: 10.11.2022). – ISBN 978-5-534-15251-7.
Таким образом, выделенные нами педагогические условия являются основой для формирования готовности у детей подготовительной группы обучению в школе.
2 Исследование формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
2.1 Диагностика уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Веселый ручеек» станицы Бриньковской Приморско-Ахтарского района, с целью определения уровня готовности детей к обучению в школе. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы (контрольная группа) в составе 20 че