Особенности развития свойств внимания младшего школьника в учебной деятельности
Введение
Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.
Внимание среди психических явлений занимает особое место.
Содержание
Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках начальной школе.
Определение сущности внимания. Виды, функции и основные свойства внимания.________________________________________________________7
Особенности и условия развития внимания у детей младшего школьного возраста.________________________________________________________16
Психолого-педагогические особенности развития внимания у младших школьников.____________________________________________________25
Глава 2. Диагностические методики и совершенствования средств, активизирующих внимание младших школьников в условиях учебных занятий.
2.1 Диагностические методики по изучению активации внимания у младших школьников________________________________________________________35
2.2 Ход и результаты опытно - экспериментальной работы________________39
Заключение________________________________________________________50
Список литературы__________________________________________________52
Приложения________________________________________________________54
Список литературы
1. Андреев О.А. Тренируйте внимание. М.: Просвещение, 2014. 206 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. 6-е изд., стер. М.: Ось -89, 2016. 272 с.
3. Венгер А.А. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. М.: Генезис, 2013. 128 с.
4. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студ. педвузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2014. 368 с.
5. Вопросы психологии внимания. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та., 2018.
6. Выготский Л.С. Кризис семи лет: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. М.: Педагогика, 2018.
7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 2013.
8. Выготский Л.С. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.
9. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Просвещение, 2013.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2014.
11. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 2018.
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2013. 80 с.
13. Давайте поиграем под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М.: Просвещение, 2017. 190 с.
15. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание: Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т.18. М., 2013.
16. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 2014. 347 с.
17. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М. Российское педагогическое агентство, 2018.
Самостоятельного психического процесса, внимание не представляет, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем, думаем, делаем. И внимание, таким образом, является лишь свойством различных психических процессов.Многие психологи, до сих пор не признают за вниманием самостоятельного статуса. Для этого у них есть некоторые основания. Во-первых, внимание проявляется внутри всех познавательных процессов, постоянно идет как бы «под руку» с ними. Во-вторых, оно не является «владельцем» таких энергетически мощных центров в коре головного мозга, как зрительные и другие виды ощущений. Однако установлено, что внимание имеет свои свойства и, что более важно, представлено на уровне высших психических функций особыми анатомо-физиологическими структурами. Наконец, каждый человек на опыте своей повседневной жизни убедился, что внимание играет заметную роль в его жизни. Не зря большинство известных миру людей в качестве «секрета» своих успехов называют внимание.В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определённого времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие сосредоточенность. Она понимается как большая или меньшая углублённость человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлечённых в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как составляющие внимания связаны друг с другом, но не тождественны.