Дидактическая игра как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»
ВВЕДЕНИЕ
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………. .3
Глава 1.Понятие познавательного интереса младших школьников ..7
Сущность и особенности развития познавательного интереса школьников ………………………………………………….. .7
Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ...........24
Глава 2.Использование дидактических игр при обучении младших школьников окружающему миру на примере программы А. А. Плешакова ……………………………. … 38
2.1. Возможности курса А.А. Плешакова для активизации
учебной деятельности младших школьников …………. … 38
2.2. Система игр, направленная на формирование познавательной
деятельности ……………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………..54
Литература ………………….…………………………………………….57
Приложение ………………………………………………………………59
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988, с 202.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. - 316с.
3. Богомолова Н. Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально -психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.
4. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г. , №4.
5. Газман, О. С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991 - 96с.
6. Данилов, И. К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http: //azps.ru /
8. Зимний, О. В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2004.- №6.- 87с.
9. Клепиниа З. Ф. Аквелева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Изд. Центр «Академия» 2004 стр. 248-251
10. Кругликов В. Н.,1988 Википедия
11. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо от 19.11.98 г. )
12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Как связаны между собой учебная деятельность и другие виды деятельности младших школьников? //
13. Плешаков А. А. Программа и тематическое планирование. Просвещение, 2008 г.
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес ".При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, при решении поставленных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.Понятие "интерес " многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы ).