Развитие и коррекция словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Задержка психического развития ребенка может иметь в своей основе массу причин. Это одно из сложных явлений, изучаемое исследователями разных направлений и подходов: педагогами и психологами, специалистами в области педиатрии и дефектологии, детской неврологии.В процессе роста и взросления ребенка как личности, формируются и развиваются психические функции: функции познания и восприятия; двигательные; эмоционально-волевые; мыслительные; речевые; внимание и запоминание и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР…...……………….…………………....10
1.1 Современные научные представления о словаре детей дошкольного возраста в лингвистических и психолого-педагогических исследованиях...…10
Актуальные проблемы использования дидактических игр в развитии и коррекции словаря……………………………………………………...16
Проектирование в педагогической деятельности, сущность, этапы………26
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР………...31
Выводы по I главе……………………………………………………………45
ГЛАВА II ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР…….……………………………………………………………...48
Организация исследования……………………………………………..48
2.2 Методы исследования………………………………………………….48
2.3 Анализ и обсуждение результатов исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………………52
2.4 Педагогический проект «Использование дидактических игр в развитии и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»………55
2.5 Методические рекомендации по коррекции и развитию словаря на основе дидактических игр детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………......62
Выводы по II главе………………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….76
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....82
СПИСОК
Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Молодой ученый, 2016. – 1-6с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, 2008. - 400с.
Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество. - М.: Просвещение, 1984.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 2009. – 278с.
Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития: ― СПб, 2010. – 320с.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. — М.Изд-во УРАО, 2009. – 147с.
Биддалф, Стив Как развить мозг ребенка: что конкретно должны дать детям родители и воспитатели / Стив Биддалф ; [пер. с англ. Е. В. Колосовой]. - Москва : РИПОЛ классик, 2011. - 158с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 136с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. – 160 сБорода Т.В. Развитие мыслительных операций дошкольников 5-6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире / Вопросы дошкольной педагогики, 2017. -70-75с.
Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П., Союз, 2001.
Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2007. – 78-189с.
Валявко С.М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой предметной активности дошкольников с общим недоразвитием речи / Спец. психология. - 2007. №3. – 272с.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни. Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, в него относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и др. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей, как одну из важных задач развития речи. Развитие словаря, понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Можно выделить количественную и качественную стороны данного процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в один год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к шести годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. [19]Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. Содержанием каждого слова является понятие. В психологии содержание слова также определяется, как обобщение или понятие. Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: « мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». [18] Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями, и в связи с этим имеет специфические особенности.