Внеурочная деятельность при изучении предмета «окружающий мир» в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внеурочная деятельность как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения учебных задач, заложенных в федеральном государственном стандарте образования. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету. Продолжительность ее выполнения во многом определяется спецификой учебного предмета и индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и стандартом определено 20% программы учебной дисциплины.
Виды внеурочной деятельности разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по изученному материалу, как продолжение деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности - повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Домашнее задание обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.
Внеурочная деятельно
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………..………..7
1.1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников в контексте выполнения внеурочной деятельности ………………....7
1.2. Внеурочная деятельность при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе………………………………….….……….11
1.3. Внеурочная деятельность по формированию сезонных изменений в природе у младших школьников…………………………….……….17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ГЛАВА II. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ МЕСТО В ПРОГРАММАХ И УМК ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»…......................21
2.1. Организация внеурочной деятельности по программе «Перспектива» (авторы А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая)……………. …………………....21
2.2. Организация внеурочной деятельности по программе «Начальная школа 21 века» (автор Н.Ф.Виноградова) ……………………………........….26
2.3. Организация внеурочной деятельности по программе «Гармония» (автор программы О.Т. Поглазова)……………………….. ………………….29
Выводы по 2 главе……………………………………………………….……..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….............…..40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….......38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Борзова, З. В. Экологическая культура как основа формирования любви к природе / З. В. Борзова, М. Э. Пашаева // Биология в школе. – 2020. – № 3. – С. 54-59.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана- Граф. - 2018. – С. 240.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программно-методический материал. Окружающий мир //Начальная школа/Н. Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Дрофа.- 2018. – С.147.
Волошина, Л. Н. Алгоритм проектирования квест-технологии в условиях непрерывного экологического образования дошкольников и младших школьников / Л. Н. Волошина, Л. В. Шинкарева // Начальная школа. – 2019. – № 12. – С. 50-54.
Головко, Е. В. Формирование экологических умений во внеурочной деятельности на пришкольном учебно-опытном участке / Е. В. Головко, В. П. Муравлева, Ю. П. Рыжкова // Начальная школа. – 2018. – № 1. – С. 36-39.
Григорьева, Е. В. Образовательная траектория подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по предмету «Окружающий мир» / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, В. П. Мальцев // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 27-31.
Григорьева, Е. В. Содержание и средства экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова // Начальная школа. – 2022. – № 1. – С. 16-19.
Громова, Л. А. Регенеративное экологическое образование в начальной школе / Л. А. Громова // Начальная школа. – 2022. – № 1. – С. 12-16.
Данилова, М. А. Зеленый мир – наш общий дом : (классный час) / М. А. Данилова // Воспитание школьников. – 2018. – № 3. – С. 74-79.
Ильясова, О. А. Занятия по экологической этике / О. А. Ильясова // Начальная школа. – 2021. – № 6. – С. 41-44.
Кудашова, Т. В. Проектная деятельность в экологическом образовании младших школьников / Т. В. Кудашова // Воспитание школьников. – 2019. – № 1. – С. 39-45.
Кудашова, Т. В. Развитие эколого-эстетической культуры младш
Так в первом классе рассмотрены вопросы из разных разделов программы. Во втором и третьем классах преобладают природоведческие темы, а в четвертом – темы обществознания и истории.
Материал блока «Природа» лучше знаком педагогам, поэтому и уроки разработаны М. Ю. Новицкой, Н. М. Белянковой и Ю. В. Саркисян в классическом варианте. Это дает возможность вводить игровые элементы с использованием постоянных персонажей-помощников: мальчика, девочку, волшебный клубочек. Для уроков блока «Природа» учитель подбирает региональный материал по своему усмотрению.
Программой А.А. Плешакова [23] и М.Ю. Новицкой не предусмотрены экскурсии в природу. Проведение экскурсий возможно по желанию учителя за счет 10 часов резерва учебного времени. Авторы рекомендуют организовать экскурсии в заповедник или ботанический сад. В библиотеке, интернете можно подобрать дополнительный материал