Изучение динамики развития коммуникативных навыков у обучающихся после прохождения тренинга
ВВЕДЕНИЕ
Благополучие межличностного общения связано с методами и механизмами вхождения человека в коммуникативные взаимоотношения, в коллективную деятельность, знания которые предполагают собой систему отдельно-эмоциональных параметров, умений, возможностей, формирующихся во время коммуникации и в последствии, оказывающих воздействие на характер и результативность протекания самого общения. Коммуникативные возможности в данной системе занимают основное место. Коммуникативная компетентность и индивидуальная манера общения являются признаками хорошего общения.Студенческий возраст – важный возрастной период развития личности, профориентации и развития коммуникативных навыков.Изучение проблемы коммуникативных навыков будущих специалистов обусловлена тем, что в процессе осуществления профессиональной деятельности они непрерывно сталкиваются с разнообразными ситуациями общения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков в ходе тренинга у обучающихся с учетом выбранной специальности …………………………….6
1.1 Сущность понятия «коммуникативные навыки» в современных психологических исследованиях…………………………………………………...6
1.2 Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с учетом выбранной специальности ………………………………………………..12
1.3 Возможности тренинга в развитии коммуникативных навыков у обучающихся с учетом выбранной специальности………………………………19
2 Материал и методы исследования………………………………………………25
2.1 Материал исследования………………………………………………………..25
2.2 Методы исследования………………………………………………………….26
2.2.1Методы сбора данных………………………………………………………...26
2.2.2 Статистические методы……………………………………………………...29
3 Результаты исследования………………………………………………………..30
3.1 Особенности коммуникативных навыков до прохождения тренинга у обучающихся разных специальностей………………………………………….30
3.2 Особенности коммуникативных навыков после прохождения тренингау обучающихся разных специальностей………………………………………….34
3.3 Сравнительный анализ коммуникативных навыкову обучающихся с учетом выбранной специальности…………………………….38
Выводы……………………………………………………………………………...39
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………42
Приложение
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2015. – 356с.
Авилова И. П. Теория и практика инвестиционной деятельности на современном этапе: учебное пособие / И. П. Авилова. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2014 — 96 с.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,2014. – 290 с.
Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академический проект, 2015. – 278 с.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2016. – 342с.
Асмолов А.Г. Психология личности Текст.: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2011.- 416 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2014. – 389с.
Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя //Педагогические технологии. - 2018.- № 2.- С.19 – 21.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга – М.: Педагогика, 2014. – 267с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академический проект, 2013. – 345с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. издание / П.Я. Гальперин. - М.: АСТ: КДУ, 2015.
Гутник Е.П., Шереметьева Е.В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 174-178.
По словам Г.М. Андреевой «любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Акт коммуникации, общения, в котором участвуют сами общающиеся, составляют коммуникативный процесс. В процессе передачи и восприятия информации необходимы не менее двух участников – отправителя и получателя информации» [1]. Коммуникация согласно С.Л. Рубинштейна представляет «сложный многоплановый процесс развития и установления контактов между людьми, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия, обмен информацией, характеризующийся потребностями в совместной деятельности. Когда происходит процесс общения, каждый человек понемногу завладевает коммуникативными навыками» [28]. Основой определения понятия «коммуникативные навыки» является категория навык. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, изучая навык, написал следующее «навык - это автоматизированный компонент сознательного действия человека, который укрепляется в результате упражнения и тренировки способов действия» [28]. Как утверждает С.Л. Рубинштейн «характер навыка, степень его гибкости, легкости переноса в связи с ситуацией зависит от того, насколько адекватно, дифференцированно и обобщенно осознаются условия, с которыми, как своеобразными «ключами», связано включение навыка» [28]. Анализ научной литературы, в которой изучаются проблемы коммуникативных способностей, показал что понятия «коммуникативные умения» и (или) «коммуникативные навыки», используются как синонимы.Изучение точек зрения ряда исследователей, позволяет сделать вывод, что коммуникативные навыки характеризуются необходимостью для человека самовыражаться и понимать собеседника.