Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовно-нравственными. Вследствие этого, у современного школьника отмечается безнравственное отношение к окружающему его миру. Его духовное развитие находится в пределах среднего, либо низкого уровнях. Интерес к культуре и художественной литературе младших школьников стремительно падает. Свободное от учёбы время учащиеся проводят с наименьшей пользой для себя и своего развития. Это времяпрепровождение занимают различные компьютерные игры и развлекательные телепередачи. К сожалению, данная деятельность школьников не способствует повышению уровня развития их духовно-нравственных качеств.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения определяет перед школой и семьёй задачу развития самостоятельного гражданина, который способен оценивать свою деятельность и планировать наряду с интересами и запросами общества.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности………….. 8
1.1 Духовно-нравственное воспитание: понятие и сущность……………... 8
1.2 Средства и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………. 9
1.3 Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников ……………………………………..…… 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………….…. 23
2.1 Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………… 23
2.2 Система работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности……………………………..…… 28
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента………………...……. 33
Заключение……………………………………………………………………. 37
Библиографический список…………………………………………………. 39
Приложение 1…………………………………………………………………
Приложение 2…………………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………………………………
Приложение 4…………………………………………………………………
Приложение 5…………………………………………………………………
Приложение 6…………………………………………………………………
Приложение 7…………………………………………………………………
Приложение 8…………………………………………………………………
Библиографический список
- Аксёнова, А.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / А.И. Аксёнова, С.И. Семенака // Начальная школа плюс До и После. – 2019. - №5. – С. 41-45
- Аплетаев М.Н. В поисках нравственного смысла образования школьников / М.Н Аплетаев. - Омск, 2020. - 159 с.
- Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Инновации в образовании. - 2011. - № 1. - С. 59-64.
- Блинова, С.В. Духовно-нравственные понятия. Специальное образование/С.А. Блинова, Т.А. Ионова, С.Н. Минин // научный журнал. – 2015. – №1. – URL: https://textarchive.ru/c-2876186.html
- Воронова, О.А. Уроки духовности [Текст] / О.А. Воронова // Начальная школа плюс До и После. – 2019. - №1. – С. 29-33.
- Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая // Педагогика. - 2019. -№ 10.-С. 36-46.
- Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2019. - № 9. - С. 88-93.
- Дьячкова, М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников [Текст] / М.А. Дьячкова // Вестник развития науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 101-105.
- Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы [Текст] : учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Изд-во Планета, 2019. – 280 с.
- Зимина, А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] / И.А. Зимина // Классный руководитель. – 2019. – №6. – С. 6.
- Измаилова, И.Х. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников [Текст] / И.Х. Измаилова // Педагогический журнал. – 2019. - №6. – С. 210-221.
- Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 22-26.
- Лобанова, А.В. Потенциал прикладного искусства в формировании духовно-нравственных ориентаций детей [Текст] / А.В. Лобанова // Современная педагогика. – 2019. - №3. – С. 123-126.
- Медведева, Н.В. Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. – 2019. - №1. – С. 14- 17
Содержание кейсов основывается на материалах народных сказок, направленное на формирование духовно-нравственных представлений младших школьников. Помимо повышения уровня сформированности нравственных представлений, кейсы способствуют развитию аналитических и творческих навыков, повышению культурного уровня общения, умению слушать и грамотно излагать свои мысли.