Духовно-нравственное воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства

Скачать дипломную работу на тему: Духовно-нравственное воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства. В которой определена сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников. Изучена роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.03.2025
Объем файла
5701 Кб
Количество страниц
74
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период общественного развития система образования взяла курс на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. В результате государственная образовательная политика в области образования уделяет особое внимание приобщению учащихся к национальной культуре, ознакомлению их с лучшими образцами визуальной, музыкальной, классической и художественной литературы как гарантии формирования здорового культурного общества.На сегодняшний день в нескольких научных исследованиях проанализированы понятия «духовные потребности школьников» (согласно работам Ю.В. Шарова и Л.В. Суровой), «духовная культура школьников» (по Н.Е. Шурковой) и «духовные ценности школьников» (по А.А. Коростолевой). В этих исследованиях рассматривались различные аспекты повышения духовной культуры ребенка (согласно работам В.В. Зеньковского, Л.С. Айзермана, Б.В. Бушелевой, Л.В. Горюновой и С.С. Куломзиной).

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА……………….
1.1 Сущность духовно-нравственного воспитания……………………..
1.2 Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………..
1.3 Роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании младшего школьника………………………………………..
Выводы по первой главе………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ средствами ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА……………………
2.1 Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников……………………………………………………..
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий изобразительного искусства по духовно-нравственному воспитанию младших школьников ………………..……………………………………………..
2.3 Анализ результатов и методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младшего школьника средствами изобразительного искусства……………………………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агалакова Е.В. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования в контексте требований нормативно-правовых актов / Е.В. Агалакова // Право и образование. – 2014 - №2. – С. 41-46.
Азимова Л.А. Художественная культура: учебное пособие для начальной школы / Л.А. Азимова. - М.: Просвещение, 2009.
Александрова О.В., Ларионова И.А., Е.В. Назаренко. Методические рекомендации для педагогов «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изобразительное искусство». - М.: Просвещение, 2015.
Александрова О.В., Ларионова И.А., Назаренко Е.В. Учебно-методический комплекс "Художественная культура". - М.: Просвещение, 2011.
Алексевич М.Н. Школа изобразительного искусства: учебно-методическое пособие: в 10 выпуске Вып.5. - 3-е изд., исправленное и дополненное - М.: Изобразит. искусство, 2004 - 200 с.
Антонова А.В. Проблема духовно-нравственного воспитания в современной школе / А.В. Антонова // Наука третьего тысячелетия. – 2016 -№2. – С. 59-62.
Артеменюк Е.Н., Борисевич А.Р., Пунчик В.Н. -Методика изучения воспитанности школьника. - Минск: Красико-Принт, 2016 -128 с.
Баринова Н.В. Изобразительное искусство в детском саду и начальной школе: методическое пособие для педагогов / Н. В. Баринова. - М.: Владос, 2006.
Визер В. Живописная грамота: основы искусства изображения. – СПб.: Питер, 2016 – 186 с.
Гринштейн Е.Л. Искусство для детей: альбом с иллюстрациями / Е.Л. Гринштейн. - М.: Аванта +, 2012.
Гудкова И.С. Духовные ценности в процессе воспитания личности современного ребенка и традиции отечественного духовно-нравственного воспитания / И.С. Гудкова // Проблемы духовно нравственного воспитания в современном мире: сб. статей. – Коломна, 2016 - С. 50-56.
Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. – Изд. 2-е, перераб. И доп.; Гриф УМО. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 –313 с.

Духовно-нравственное воспитание — это процесс формирования духовных и нравственных ценностей у индивидуума. Оно включает в себя приобретение знаний, уважения к своей и чужой культуре, уважение к другим людям, понимание ценности этики и морали.Духовно-нравственное воспитание может помочь человеку установить взаимоотношения с другими людьми и обществом, повышать свою духовность и внутреннюю силу, стать более этическим и моральным человеком. Оно также может помочь человеку разобраться в своих ценностях и жизненных приоритетах [50].Но сначала разберем каждое понятие, входящее в процесс духовно – нравственного воспитания по отдельности: «воспитание», «духовность», «нравственность».Определение воспитания в большой советской энциклопедии звучит так - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание — это неотъемлемая часть процесса становления личности ребенка, его вхождения во взрослую жизнь и оттого, каким образом будут достигнуты цели воспитания, будет зависеть судьба младшего школьника.В оценке воспитанности личности в педагогической диагностике не существует универсального метода. Каждый исследователь определяет свои критерии и уровни для оценки воспитанности. Количество показателей, которые используются для оценки, также может отличаться. Исследователи, например Н.И. Монахов, М.И. Шилова и И.С. Хазова, предлагают набор нравственных качеств личности для определения уровня нравственной воспитанности. Другие, такие как Л.И. Божович, З.И. Васильева, И.А. Каиров, Т.Е. Конникова, А.В. Зосимовский и др., считают, что основной характеристикой нравственного развития личности является ее направленность [50].