Методическое сопровождение деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников
Введение
Актуальность. Проблему патриотического воспитания по своей научной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодого поколения во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса.
В современных условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. По этой причине патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых ориентиров в воспитании.
Вопросы патриотического воспитания нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. В настоящее время данным вопросам воспитания подрастающего поколения уделяют большое внимание Л.Н. Мещанова, И.С. Огоновская, И.А. Мурзина и др.
Содержание
Введение………………………………………………………………….……..
Глава 1. Теоретические основы методического сопровождения деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию младшего школьника
1.1. Деятельность классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников…………………………………………………….……
1.2. Методическое сопровождение деятельности классного руководителя в начальной школе…………………………………………………………..…
Выводы по первой главе……………………………………………………….
Глава 2. Разработка и апробация методического сопровождения деятельности классных руководителей по патриотическому воспитанию младших школьников
2.1. Особенности деятельности классных руководителей по патриотическому воспитанию младших школьников…………………….
2.2. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию у учащихся патриотического воспитания………………...…
2.3. Проверка результатов………………………………………………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева, И. В. Коллективно-творческие дела и проекты в воспитательной работе начальной школы / И. В. Авдеева. – Текст: непосредственный // Завуч начальной школы. – 2019 – № 2 – С. 3-17: 5 диагр., табл. – Библиогр.: с. 12 (11 назв.).
2. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. 2017. – № 9. - С. 17-20.
3. Беляева, Н. В. Идеи патриотического и нравственного воспитания средствами литературы в педагогической концепции В. Я. Стоюнина : [к 190- летнему юбилею В. Я. Стоюнина] / Н. В. Беляева // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017 – Т. 1, № 1 (35). – С. 34-41. – Библиогр.: с. 41 (5 назв.).
4. Буковшина, О. Н. Школа – центр патриотического воспитания / О. Н. Буковшина // Воспитание школьников. – 2016 – № 1 – С. 40-42.
5. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст]. Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2016 -172 с.
6. Вяземский, Е. Е. Календарь образовательных событий как педагогический инструмент формирования исторической памяти российских школьников / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020 – № 5 – С. 44-54. – Библиогр.: с. 53 (4 назв.).
7. Грачева, В. Ф. Новые формы, приемы и методы воспитательной работы / В. Ф. Грачева, Е. Н. Мичурова. – Текст: непосредственный // Образование в современной школе. – 2020 – № 1/2. – С. 11-12.
8. Григорьев, Д. Патриотизм великодушия / Д. Григорьев. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2020 – № 4 – С. 171-176. – Библиогр.: с. 176 (5 назв.).
9. Григорьева, Н. В. Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе/ Н. В. Григорьева. – Текст: непосредственный // Завуч начальной школы. – 2019 – № 3 –С. 92-97: 2 табл.
10. Гришкова, Е. А. Патриотическое воспитание младших школьников / Е. А. Гришкова // Начальная школа. 2015. – № 10. - С. 27-4
11. Гусева, Е. А. Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе / Е. А. Гусева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 307-310.
12. Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб. -метод. пособие / Н.А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 102 с.
13. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи,
14. Евтушенко, А. Г. Семинар-практикум «Википедия современного урока»: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через изучение особенностей ТРКМЧП / А. Г. Евтушенко, О. В. Кмец. – Текст: непосредственный // Народная асвета. – 2018 – № 2 – С. 54-57.
15. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. – Москва: Юрайт,2019–507с.–(Высшее образование).
16. Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. 2017. - №7. - С. 29-33.
17. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей/ Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. –М.: АРКТИ, 2015 – 247 с.
18. Классное руководство в начальной школе: учебно-методическое пособие / составитель О. А. Михалькова. – Москва: ФЛИНТА, 2021 – 45 с.
19. Классное руководство: учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев [и др.]; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 342 с.
20. Копытова В.В. Сущностная характеристика понятия «Патриотическое воспитание» / Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. Сб. науч. тр. по итогам межд. Науч.-практич. конференции. № 6/2019. С. 5-10.
21. Котова, М. В. Организация коллективной творческой деятельности патриотической направленности с младшими школьниками / М. В. Котова. – Текст: непосредственный // Modern Science. – 2021 – № 3-1. – С. 321-326. – Библиогр.: с. 326 (6 назв.).
22. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст]/ С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015 – 150 с.
23. Кузьмина, Н. В. Патриотизм // Вопросы психологии. 2016. - № 2. - С. 45-57.
24. Лихачев, С. В. Потенциал сетевой коммуникации в патриотическом воспитании / С. В. Лихачев, О. Ю. Владимирова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2021 – № 1 – С. 42-44. – Библиогр.: с. 44 (5 назв.).
25. Лутовинов, В. И. Понятие патриотизм в древности. Происхождение и значение слова // Вопросы психологии. 2016.– №5 – С.18-23.
26. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. —— М.: Педагогическое общество России, 2002 — С.315–349.
27. Мамышева, И. Ю. Научить любить свою малую родину / И. Ю. Мамышева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2021 – № 5 – С. 14-16: фот.
28. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2016. -No 4 –С.11-12.
29. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст]/ Т.М. Маслова// «Начальная школа». – 2016 – №4. – С.11-12.
30. Матвеева, Е. Ф. «Никто не забыт и ничто не забыто»: (квиз для учащихся начальной школы) / Е. Ф. Матвеева, У. С. Дорофеева. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2020 – № 1 – С. 76-79.
31. Методические рекомендации о разработке программы воспитания: (утверждены на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 г.). – Текст: непосредственный // Вестник образования России. –2020 – № 16 – С. 12-46.
методы [Текст]/ А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015 – 299 с.
32. Мещанова Л.Н. Особенности патриотического воспитания школьников: Учебное пособие. – Саратов, 2016 – 59с.
33. Москвина, А. С. Педагогическое обеспечение умственного воспитания детей младшего школьного возраста / А. С. Москвина, А. Л. Третьяков. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2020 – № 2 – С. 54-60. – Библиогр.: с. 60 (18 назв.).
34. Науменко, Н. М. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие / О. С. Шаврыгина, Н. М. Науменко. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Оренбург: ОренПечать, 2019 – 88 с.
35. Недосейкина, Л. А. Как воспитать гражданина и патриота / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020 – № 11 – С. 68-69.
36. Недосейкина, Л. А. Как воспитать гражданина и патриота / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020 – № 11 – С. 68-69.
37. Огоновская, И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов / И. С. Огоновская. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 252 с.
38. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
39. Организация обучения и воспитания в начальной школе: содержание и технологии: учебное пособие / авторы-составители: Г. Н. Мусс, И. А. Фархшатова, М. Э. Шарычева. – Оренбург: ОГПУ, 2020 – 138 с.
40. Паршина, О. А. Планирование воспитательной работы в классе / О. А. Паршина, Т. А. Перелыгина. – Текст: непосредственный // Завуч начальной школы. – 2018 – № 4 – С. 40-53: 1 ил., 8 табл.
41. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы VIII Международной научной конференции, 26 апреля 2021 г. / ответственные редакторы: В. М. Янгирова, Е. В. Гурова, А. С. Кобыскан. – Уфа: Издательство БГПУ, 2021 – 294 с.
42. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]. – Якутск: диссертация, 2016 – 346 с.
43. Поваренков, Ю. П. Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии / Ю. П. Поваренков, Н. А. Баранова // Ярославский педагогический вестник. – 2016.
44. Семенов, В. Е. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи / В. Е. Семенов // Вопросы психологии. 2016.– №5 – С.18-23.
45. Сергеева В.П. "Основы семейного воспитания / Под ред. Сергеевой В.П. (4-е изд., испр. и доп.) учебник 2015
46. Соколова, И. А. Патриотизм доказываем делом / И. А. Соколова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2021 – № 5 – С. 10-13.
47. Суворова, Н. М. Как научить младших школьников любить Родину: о некоторых методических новациях / Н. М. Суворова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020 – № 5 – С. 42-46: фот. – Библиогр.: с. 46 (3 назв.).
48. Султанова, Т. А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией. //Молодой ученый. -2019. -№19. -С. 613 -616.
49. Сухомлинский, В.А. Как воспитатьнастоящего человека [Текст]. Педагогика, 2016 –288 с.
50. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016 – 320 с.
51. Устякин, В. Е. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла / В. Е. Устякин. - М., 2016. – 247 с.
52. Учебное пособие по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Для студ. пед. колледжа / Сост. И. Г. Большина. - Рубцовск, 2016.
53. Фархшатова И.А. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / учебное пособие по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование / И.А. Фархшатова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020 – 125 с.
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. – Москва: Эксмо, 2019 – 144 с.
55. Циулина, М. В. Технология создания патриотической воспитательной среды в школе [Текст] / М. В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016 – № 7 – С. 124–127.
56. Чиглинцев, В. М. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / В. М. Чиглинцев, Д. С. Бенклеев // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017 – Т. 1 № 3 – С. 44–47.
57. Чубарева, Т. С. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / Т. С. Чубарева // Вестник научных конференций. – 2016 – № 8-1 (12). – С. 132–134.
58. Шумакова, О. А. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / О. А. Шумакова, С. С. Орехова, М. А. Карпикова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2017 – № 1-1. – С. 78–80.
59. Якимова, Н. В. Организация воспитательного процесса в классе / Н. В. Якимова. – Текст: непосредственный // Завуч начальной школы. – 2019 – № 1 – С. 59-76: 4 табл.
60. Яковлев Р.О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России // Наука и школа. 2017.№2. С. 169-174.
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая — заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету [10].
Методическое объединение учителей начальных классов является основным структурным подразделением школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по предметам, изучаемым в начальных классах.