Разработка методических рекомендаций по организации педагогической поддержки студентов СПО в период адаптации
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель современного профессионального образования обусловлена задачами в отношении политики государства в сфере образования, обозначенными в «Национальной доктрине образования на период до 2025 года» – это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.
Для достижения данной цели, на начальной стадии профессионального образования, студентам особенно необходима педагогическая поддержка со стороны преподавателей, наставников, специалистов-психологов, педагогических работников, ответственных за воспитание. Создание комфортных условий для получения всестороннего и качественного образования и повышение качества получаемых знаний – одна из важнейших задач, которая стоит перед учебным заведением и его работниками, в первую очередь – педагогами. Они должны создавать такие условия, в которых обучающиеся будут чувствовать себя уверенно и будут стремиться к саморазвитию и самореализации. Важнейшим ас
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО 8
1.1 Сущность понятия «адаптация» в научно-педагогической литературе 8
1.2 Реализация адаптации студентов в современной педагогике 20
1.3 Возможности организации СПО по адаптации студентов 26
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ СПО В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 35
2.1 Понятие и принципы педагогической поддержки 35
2.2 Программа педагогической поддержки студентов СПО в период адаптации 60
2.3 Методические рекомендации по реализации педагогической поддержки студентов СПО в период адаптации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) [Текст] / О.С. Газман, А.В. Иванов. М.: Новая школа, 1992. 202 с.
2. Газман, О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. – М., 2010. – С.125-145
3. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред. сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. – М.:МИРОС, 2012. – 296 с.
4. Долгова, В. М. Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность и содержание / В. М. Долгова. // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/9/602/ (дата обращения: 01.02.2023).
5. Еремеева, Н. А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов / Н. А. Еремеева. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 128 с.
6. Ермакова, И.Е. Цена адаптации и как ее снизить / И.Е. Ермакова // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 248–256.
7. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
8. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. 2012. – №6.
9. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education 1/2012. с. 8–14.
10. Казаренков, В. И. Социология управления: конфликт: учеб. -метод. пособие / В. И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова; Правительство Москвы, Моск. ком. образования, Моск. гор. пед. ун-т. – М.: МГПУ, 2000. – 43 с.
11. Казаренков, В. И. Творчество педагога в поликультурном образовательном пространстве / В. И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. – Т. 1. – № 33. – С.60-66.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь. 2-е изд. / Г. М.Коджаспирова, А.Ю.Каджаспиров. – М.: Издательство: Академия, 2005. – 176 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Е. А. Панько и др. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272 с.
14. Константинов, В. В. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. / В. В. Константинов, И. А. Красильников - Пенза: 2008. – 159 с.
15. Корель, Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л.В. Корель; ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск: Наука, 2005. – 423 с.
16. Красильников, И. А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация / И. А. Красильников. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2017. – 110 с.
17. Красильников, И. А. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И. А. Красильников, В. В. Константинов. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11,4 (4), 2009. – с. 932–937.
18. Краткий психологический словарь
Сухомлинский называл «стремление взрослого развеять горестные чувства легкомысленными рассуждениями о том, что ты, мол, дитя, преувеличиваешь своё горе» [26]. Научиться заботиться и любить других, уметь принимать заботу от других – вот в чём видел одну из главнейших задач развития В.А. Сухомлинский. Педагог считал, что «если учащемуся не удаётся возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства» [26]. Иначе такие воспитанники теряют нравственные ориентиры, ожесточаются сердцем так, что для них слово педагога превращается в пустой звук. В.А. Сухомлинский изо всех сил старался поддержать воспитанников, которым грозила эта опасность, «выпрямить» их души. Делал он это через сказку, фантазию, творчество, природу и красоту. Всё это он считал великим средством развития духовных сил обучающихся, их творческого разума, способным окрылить, ввести в мир добра и света.
В.А. Сухомлинский очень трепетно от