Использование элементов кинезиологии для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Введение
Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области», расположенного по адресу: 308510, Белгородский район, пгт. Разумное, ул. Ясная, д.6. Учреждение функционирует с 2011 года и рассчитано на восемь возрастных групп. Наполняемость – 219 детей.
СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел 1. Информация об опыте……………….……………………….………..3
Раздел 2. Технология опыта………………………………………..…………..10
Раздел 3. Результативность опыта………………………………………..…….13
Библиографический список…………………………………….…….………....17
Приложения к опыту………………………………………….…..……………..18
список
1. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. — Владивосток, 1988.
2. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями в развитии. —М., 1997
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. — Дефектология, №4, 1999.
4. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997. 5. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина май-июнь). 6. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невский проспект. - 2005. - 192 с.
7. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихические занятия с детьми» Практическое пособие 1 – М.: АЙРИС – пресс,2021. – 416 с.
8. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихические занятия с детьми» Практическое пособие 2 – М.: АЙРИС – пресс,2021. – 144 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.
10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. //Альманах института коррекционной педагогики. -Альманах №9, 2005.
11.Нейропрописи для тренировки мозга / Сост. В.Г. Дмитриева. – М.: Издательство АСТ, 2021
12. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
13. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.
14. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
15. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению и эмоционального состояния в том числе. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье.Поэтому одной из коррекционно-развивающих задач педагога-психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи, является создание условий для развития всех познавательных процессов, в том числе и речи, которые необходимы дошкольнику в дальнейшем для формирования нового вида речевой деятельности – письменной речи.Таким образом, возникло противоречие между необходимостью развития познавательных процессов ребенка к обучению в школе и недостаточной разработанностью нового содержания методов и приемов, технологий, используемых педагогом-психологом в образовательной коррекционно-развивающей работе при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).Противоречие стало условием углубленного изучения данной проблемы, поиска и внедрения современных образовательных коррекционно-развивающих технологий, форм, методов и приемов обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.