Проблема эмоционального выгорания психолога-педагога и пути её преодоления

Цель этой выпускной работы состоит в том, чтобы представить анализ имеющихся взглядов на феномен эмоционального выгорания, а также на различные способы его предотвращения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.08.2022
Объем файла
213 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Цель этой выпускной работы состоит в том, чтобы представить анализ имеющихся взглядов на феномен эмоционального выгорания, а также на различные способы его предотвращения. Актуальность данной темы обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек-человек». В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания. Психическое состояние самого психолога оказывает значительное влияние на клиента является одним из важнейших условий его труда. К сожалению, у многих профессионалов забота о людях, с которыми они работают постепенно снижается. Через какое-то время, они начинают понимать, что просто не могут выдержать обязательства, которые требует сущность их работы. Чувство усталости, безнадежности, апатии, ощущение, что «тебя выжали как лимон», «что ты загнан в клетку», все это вестники синдрома эмоционального выгорания. Особенно ярко этот синдром можно наблюдать у молодых психологов работающих в детских садах или школах. Многие через 3 - 5 лет меняют профессию. Поэтому в настоящее время многие ученые задумываются над тем, в каких условиях должен работать психолог, а также какие индивидуальные качества способствуют эффективному консультированию. Рассмотрим, что влияет на формирование синдрома эмоционального выгорания, организационные характеристики их деятельности или личностные качества психологов?

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение           7
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания             9
1.1 История и модели изучения «синдрома выгорания»         11
1.2 Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания      17  
1.3 Симптомы эмоционального выгорания        22                                                
1.4 Выводы по 1 главе                25
2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога     27
2.1  Эмоциональное выгорание как стресс                        28
2.2 Особенности характера и эмоциональное выгорание              35
2.3 Требования профессии к личности психолога         39
2.4 Описание выборки исследования. Характеристика методов и методик исследования        42
2.5 Опытно-экспериментальная работа и её результаты                                   47                                                  
2.6 Исследование эмоционального выгорания у психологов-профессионалов    54                                                                                    
2.7 Выводы по главе 2                 59                                                                                                                                                                         
3. Практика предотвращения синдрома эмоционального выгорания              62
3.1 Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания  63
3.2 Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания в концепции транзактного анализа      65
3.3. Мини тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде»    68
3.4 Выводы по главе 3      71
Заключение       72
Приложение            74
Список литературы       86

 

Список литературы
1.Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.- сер.14, Психология.- 1995.- №1.- стр.54-58
2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.-/М.:Наука,1996.
3.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. /1996
4.Батюта М.Б.,Князева Т.Н., Возрастная психология: Учебное пособие / - М.: Логос, 2016. - 306 c
5.Бессонова Ю.В., Бодров В.А., Ветрова И.И., и другие. /Издательство «Институт психологии РАН» .Стресс, выгорание, совладание в современном контексте (книга) 2019.
6.Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. /Психодиагностика стресса. 2009
7.Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание врачей стоматологов: [текст] / Н. Е. Водопьянова // Журнал Стоматолог, №7, - 2002.
8.Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [текст] / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова // СПб.: Питер, 2008. - с. 109 - 113.
9.Вайнштейн, Л. А. Психология управления: учебно-методическое пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. – Минск: БГУ, 2019. – 326
10.Грабе М. /Синдром выгорания. Болезнь нашего времени.2008
11.Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 c.
12.Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва Либроком, 2018. – 366.
13.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. /ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
14.Слободчиков Илья. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. /Социальная психология 2018
15. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека [ текст] / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2005. – с. 233 - 236.
16.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2016. – 784
17. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. /М.: «Академический проект», 1999
18. Константинов В. В. /Учебная литература Бакалавр. Академический курс. Модуль. 2017
19. Карен Берг .

По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения обычно заключаются в том, что у человека развивается «эмоциональное «выгорание». Симптомокомплекс, который включает в себя набор отрицательных показателей, под влиянием которых разрушается личность специалиста, он не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки.
Личностные характеристики людей, приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же основная причина развития эмоционального выгорания - характеристики профессиональной деятельности или личностные черты? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания.