Дидактическая игра как средство формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: Дидактическая игра как средство формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В которой определены возможности использования дидактической игры как средства формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.03.2025
Объем файла
331 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что на сегодняшний день в системе воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста, число детей с отклонениями в развитии речи неуклонно растет, значительная часть из них является детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Актуальность выбранной проблемы определяется особенностями формирования всей фонематической системы ребенка с ФФНР, а в дальнейшем и процессом овладения устной и письменной речью включая развитие фонематического слуха и восприятия.Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную позицию его развития. При нормальном речевом развитии фонематические процессы должны быть полностью сформированы к возрасту 6-7 лет, т.е. задания на дифференциацию звуков, звуковой анализ и синтез ребенок должен осуществлять практически без ошибок. К сожалению, не все дети справляются с данными заданиями.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико– фонематическим недоразвитием речи
1. Особенности формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
2. Приемы формирования фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи
3.Возможности использования дидактической игры как средства формирования фонематического слуха у детей с фонетико– фонематическим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению формирования фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
1. Первичная диагностика сформированности фонематического слуха у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
2. Коррекционная работа по формированию фонематического слуха
3. Определение изменений в уровне сформированности фонематического слуха
Выводы по главе 2
ЗаключениеСписок литературы

Список литературы

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2021. 31 с. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/doshkolniki/примерная-аооп-дошкольного-образования-детей-с-тяжёлыми-нарушениями-речи.pdf (Дата обращения:11.01.2023).
Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 110 с.
Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство–пресс, 2001. 220 с.
Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 2000. 176 с.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
Борозинец Н. М. Логопедия: фонетико–фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2016. 203 с.
Боскис P. M., Левина P. E. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте // Советская педагогика. 2012. №6. 198 с.
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Просвещение, 2007. 123 с.
Васильева Л. Н., Долгополова Е. А., Саушкина Н. А. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 1–2. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15291/ (Дата обращения: 26.02.2023).
Величенкова О. А., Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 127 с.
Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. изд. 8-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 365 с.

Все вышеперечисленные особенности детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи отрицательно влияют на формирование готовности к звуковому анализу слова, и тогда дети затрудняются: в подборе картинок, включающих данный звук; в выделении в слоге или слове первого согласного или гласного звука, и в сочинении и назывании слов с заданным звуком самостоятельно. Все это усложняет подготовку детей старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи письму и чтению. Вовремя выявленное нарушение и своевременная коррекция данного нарушения – залог того, что дети старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием могут подготовиться к дальнейшему школьному обучению.Г.А. Каше [27], Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина [56] отмечают, что в процесс воспитания детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи необходимо уделять внимание правильному звукопроизношению, формированию фонематического восприятия, а также постепенно обучать грамоте.Самое наилучшее время для формирования фонематического слуха у детей – это дошкольный возраст, ведь чем старше ребенок, тем сложнее решать имеющиеся проблемы.На основе представленных материалов можно сделать вывод о том, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи является нарушением процессов формирования произношения у детей с разнообразными речевыми расстройствами из-за дефектов произношения и восприятия фонем. Ключевым моментом при коррекции речевого недоразвития является звуковой анализ и фонематическое восприятие. У детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи к особенностям формирования фонематического слуха можно отнести: отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков, замены группы звуков диффузной артикуляцией, нестойкое употребление звуков в речи, искажённое произношение одного или нескольких звуков. Это показывает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, учитывающая все логопедические, физиологические и психолого- педагогические особенности у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Без коррекционно-развивающей работы ребенок не научится различать и распознавать фонемы на слух, анализировать слоговой состав слов, что приведет к стойким ошибкам в изучении и овладении письменной речью в дальнейшем.