Метοдика совершенствοвания фοнематических прοцессов у старших дошкοльников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте нарушений речи у детей дошкольного возраста. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся. Данное нарушение связано с неспособностью различать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а также не дает возможности детям овладевать в необходимой степени словарным запасом и грамматическим строем, следовательно, задерживает развитие связной речи в целом. Поэтому преодоление дефектов речи невозможно без специальной коррекции и совершенствования фонематических процессов. Большие возможности для этого имеет логоритмика. Логоритмика — это методика, опирающаяся на связь слова, движения и музыки. Взаимоотношения этих компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СΤАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Научно-методические аспекты развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.3. Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СΤАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАΤИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИΤИЕМ РЕЧИ
2.1. Методика изучения нарушений фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.2. Содержание работы по совершенствованию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.3. Анализ полученных результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Об успешном овладении монологической речи в возрасте пяти лет свидетельствует умение свободно без помощи взрослого составлять пересказ сказки, рассказа из 40 - 50 предложений [12, 30].Активное становление фонетической стороны речи, умение создавать слова с различной слоговой структурой и звуконаполняемости происходит в дошкольный период. У ребенка могут возникать ошибки в редко употребляемых словах, чаще незнакомых для них. Достаточно дать ребенку образец ответа и научить правильно произносить это слово и он внесет его в самостоятельную речь.Благодаря фонематическому слуху и фонематическому восприятию, ребенок трех лет, не произнося еще правильно звуки родного языка, способен дифференцировать правильно ли они звучат в речи окружающих людей [9].Звукопроизношение формируется с помощью аналитико-синтетической деятельности, ребенок может сравнить свою речь с речью родителей. Развитие произношения связано с анализом и синтезом в целом. Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия связано с усвоением письма и чтения в школьный период [7, 18].В пять лет дети узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на предложенный звук, различают громкую и тихую речь, быстрый и медленный темп, благодаря улучшению фонематических процессов [12, 28].К шести годам дети могут безошибочно произносить звуки родного языка и слова с различной слоговой структурой. Развитый фонематический слух помогает ребенку выделить слоги и слова с заданным звуком из других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы [12, 18].Произносительная сторона речи максимально приближается к речи взрослых к семи годам. К этому времени ребенок уже владеет навыками звукового анализа: определяет последовательность звуков в слове, что является основой к овладению грамотой [12, 39].В дошкольный период формируется контекстная речь. Сначала она появляется при пересказе рассказов, сказок, затем при описании каких-нибудь событий из его жизни, переживаний и впечатлений [47].