Методы развития речи у дошкольников в игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы связана с тем, что развитие речи является одним из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Богатая и правильная речь ребёнка помогает ему в высказывании своих мыслей, его возможности в познании окружающего мира становятся шире. Также благодаря богатой речи у дошкольника появляется возможность в свободном общении со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
Дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок активно усваивает речь. В этом возрасте у детей-дошкольников происходит усвоение фонетической, лексической и грамматической сторон речи. На протяжении всего дошкольного возраста у детей идет воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. Однако с каждым годом идет постепенное усложнение содержания речевой работы. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты изучения развития речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности…..………………………………6
1.1 Психолого-педагогические характеристики развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………..6
1.2 Методические условия развития речи дошкольников в игровой деятельности…..………………………………………16
2 Работа по развитию речи у дошкольников в игровой деятельности………………………………25
2.1 Исследование состояния речевого развития у дошкольников………………………25
2.2 Система работы по развитию речи у старших дошкольников на основе игровой деятельности……….………………...……………… 37
2.3 Сравнительный анализ результатов проведения экспериментальной работы…………………………………………... 45
Заключение…………………………………………………………………….. 51
Список использованных источников………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Авдулова, Т. П. Психология игры : учебник для вузов / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 232 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/493147 (дата обращения: 17.02.2023). – ISBN 978-5-534-05718-8.
2.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. – Москва : Academia, 2000. – 399 с. – (Педагогическое образование). – ISBN 5-7695-0521-4.
3.Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 859 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39123 (дата обращения: 25.01.2023). – ISBN 978-5-9989-03571.
4.Ахтырская Ю. В. Сюжетно-ролевая игра в контексте развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО / Ю. В. Ахтырская // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Т. 1 : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 марта 2016 года). – Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. – С. 121–123. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25824679 (дата обращения: 17.02.2023).
5.Безруких, М. М. Ступеньки к школе : методические рекомендации и календарно-тематическое планирование : книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – 2-е изд., стер. – Москва : Просвещение, Дрофа, 2021. – 160 с. : ил., табл. – (Ступеньки к школе). – ISBN 978-5-09-086014-7.
6.Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Юрайт, 2022. – 357 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/496899 (дата обращения: 19.02.2023). – ISBN 978-5-534-14308-9.
7.Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека / В. М. Бехтерев ; редактор: А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. – Москва ; Воронеж : Институт практической психологии : Модэк,
Такая игра является обучающей. Играя, дети не осознают воспитательно-образовательное значение дидактической игры, обучение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила [4; 20; 24; 47; 60].
Существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли, учатся преодолевать стеснение.
Для речевого развития дошкольников можно использовать различные игры и игровые упражнения.
Пальчиковые игры – представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок, «пальчиковый театр». В таких играх решается проблема развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Вместе