РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В курсовой работе проанализированы литературные источники на предмет личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития, разработана программа экспериментального исследования самооценки детей, описано что экспериментальным путём выявлены основные качества самооценки
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
12.07.2022
Объем файла
181 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Актуальным направлением исследований в специальной психологии является изучение у младших школьников с задержкой психического развития самооценки, она, как правило, является важней составляющей его формирующейся личности. Она формирует у детей потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Важную роль для детей, имеющих какие-либо отставания в развитии, имеет формирование и развитие самооценки. Ее особенностями являются понимание себя как личности, своих положительных и отрицательных качеств, отношения к собственному Я окружающих и причин их различного отношения. У детей с задержкой психического развития наблюдается временное и обратимое замедление темпа развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелым мышлением, ограниченности представлений и недостаточной интеллектуальности.
 

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор психологических исследований особенностей личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития.

1.1 Концепции развития самооценки в отечественной и зарубежной психологии

1.2.  Исследования развития личностной самооценки в онтогенезе.

1.3. Особенности развития личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития

2.1. Программа констатирующего эксперимента по исследованию личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития

2.2. Результаты экспериментального исследования особенностей личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Список литературы

  1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М. Изд-во УРАО. - 2017. - 147 с.
  2. Бороздина Лидия Васильевна Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey (дата обращения: 10.11.2021).
  3. Гайфулин Алексей Викторович Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. // Вестник ТГПУ. 2009. №1.
  4. Гутова, Т. С. Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Т. С. Гутова, Э. В. Павельчук // Молодежь в науке: новые аргументы : сборник научных работ V-го международного молодежного конкурса : Научное партнерство "Аргумент", 2016. – С. 121-125.
  5. Давыдова, А. П. Развитие самооценки в онтогенезе / А. П. Давыдова //
  6. Денисова, Т. А. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития / Т. А. Денисова, Ю. С. Арямова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 19 февраля 2014 года / Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. – С. 87-94.
  7. Деревянкина, Н. А. Самооценка третьеклассников с нормальным уровнем развития и задержкой психического развития / Н. А. Деревянкина // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3(114). – С. 142-149.
  8. Жулидова, Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Н. А. Жулидова // Дефектология. – 1981 – № 4 – С. 17 – 24
  9. Захарова, А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – С. 90-99.
  10. Капитанец Е. Г., Панарина Е. И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 44. –С. 22–27
  11. Кондакова, А. Д. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития / А. Д. Кондакова // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 11 ноября 2020 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2020. – С. 102-105.
  12. Конева, И. А. К проблеме образа я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития / И. А. Конева, К. Э. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. – С. 149.
  13. Лаврух, Н. А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Лаврух // Современная педагогика. – 2012 – № 1 – С. 12
  14. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт. 2016. 214 с.
  15. Липкина, А. И. Самооценка личности школьника [Текст] / А. И. Липкина. – Москва : Просвещение, 2016 – 278 с.
  16. Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб.: Речь. - 2016. – 180 с.
  17. Михайлова, В. Н. Психологическая коррекция образа «Я» младшего школьника с задержкой психического развития / В. Н. Михайлова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 01 апреля 2021 года. – Чебоксары, 2021. – С. 100-105.
  18. Никитина, О. А. Развитие Я-концепции у младших школьников с задержкой психического развития / О. А. Никитина // Современные проблемы дефектологии глазами студента : Материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Тамбов, 16 ноября 2018 года / Ответственный редактор А.А. Андреева. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2018. – С. 143-148.
  19. Пирмагомедова Э. А., Нагиева А. Т., Сулейманова Г. К. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие // МНКО. 2015. №2 (51).
  20. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. -2016. – 212 с.
  21. Платонова, З. Н. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / З. Н. Платонова, И. П. Борисова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2018. – № 4(12). – С. 84-90.
  22. Покаместова Ольга Владимировна Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы Науки. 2014. №12
  23. Прохоренко, Л. И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л. И. Прохоренко // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 1(5). – С. 76-85.
  24. Романова, М. Н. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте / М. Н. Романова, Е. А. Маркова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4(15). – С. 297-299.
  25. Савичева, А. Н. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития / А. Н. Савичева // Наука сегодня: теория, практика, инновации : сборник XI Международной научно-практической конференции, Москва, 01 мая 2016 года. – Москва: Издательство "Олимп", 2016. – С. 825-827.
  26. Саутина, М. А. К проблеме изучения самооценки младших школьников с задержкой психического развития / М. А. Саутина // Общество. – 2017. – № 3(8). – С. 56-58.
  27. Смирнова, С. И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С. И. Смирнова // Вестник ВятГГУ, 2008 – № 3 – С. 167-172.
  28. Смирнова, С. И. Особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С. И. Смирнова // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Киров : Изд-во «ВятГГУ», 2007 – С. 67-72.
  29. Смирнова, С.И. Динамика развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С.И.Смирнова // Актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов: от теоретических исследований до инноваций: Материалы 5-й межвузовской межрегиональной научно-методической конференции. –Киров: изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2007. –С.148-152.
  30. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самопознания личности / В. В. Столин. - М. - 2017. – 300 с.
  31. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. – Н – Новгород : Аст, 1994 – 235 с.
  32. Хасханова, М. Т. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / М. Т. Хасханова, Р. З. Матаева // Педагогика и психология в современном мире : Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 28 октября 2020 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2020. – С. 608-615.
  33. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 23.
  34. Швоева, В. А. Особенности развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / В. А. Швоева // Модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Челябинск, 04 июня 2020 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 276-280.
  35. Шемчук, А. А. Условия формирования позитивной самооценки в семье и ее роль в регуляции поведения / А. А. Шемчук, В. Р. Алгушаева // Вестник науки и образования. – 2019. – № 11-1(65). – С. 112-114.
  36. Шигина Е.П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 713-715.

Начало обучения в школе ведёт к изменениям в развитии ребёнка. Учебная деятельность становится основным видом деятельности этого периода развития ребенка. У ребенка развиваются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического мышления, рассуждения, повышенное внимание, повышается его стабильность, а также развиваются навыки переключения и распределения.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Особенности детей младшего школьного возраста является то, что они ещё несамостоятельны, и действуют по указанию учителя. Таким образом, в основном педагог оценивает его возможности, успехи, личностные качества.

Учёные отмечают, что самым благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Некоторые исследователи считают, что именно в младшем школьном возрасте дети осознают свои достоинства и недостатки, начинают оценивать свои поступки и поведение. Другие исследователи говорили о том, что адекватная самооценка формируется в рамках сравнения собственной оценки и оценки других, при этом адекватно реагируя.