РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Введение
Актуальность исследования. Актуальным направлением исследований в специальной психологии является изучение у младших школьников с задержкой психического развития самооценки, она, как правило, является важней составляющей его формирующейся личности. Она формирует у детей потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Важную роль для детей, имеющих какие-либо отставания в развитии, имеет формирование и развитие самооценки. Ее особенностями являются понимание себя как личности, своих положительных и отрицательных качеств, отношения к собственному Я окружающих и причин их различного отношения. У детей с задержкой психического развития наблюдается временное и обратимое замедление темпа развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелым мышлением, ограниченности представлений и недостаточной интеллектуальности.
Оглавление
Введение
Глава 1. Обзор психологических исследований особенностей личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
1.1 Концепции развития самооценки в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Исследования развития личностной самооценки в онтогенезе.
1.3. Особенности развития личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития
2.1. Программа констатирующего эксперимента по исследованию личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития
2.2. Результаты экспериментального исследования особенностей личностной самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Список литературы
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М. Изд-во УРАО. - 2017. - 147 с.
- Бороздина Лидия Васильевна Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey (дата обращения: 10.11.2021).
- Гайфулин Алексей Викторович Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. // Вестник ТГПУ. 2009. №1.
- Гутова, Т. С. Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Т. С. Гутова, Э. В. Павельчук // Молодежь в науке: новые аргументы : сборник научных работ V-го международного молодежного конкурса : Научное партнерство "Аргумент", 2016. – С. 121-125.
- Давыдова, А. П. Развитие самооценки в онтогенезе / А. П. Давыдова //
- Денисова, Т. А. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития / Т. А. Денисова, Ю. С. Арямова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 19 февраля 2014 года / Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. – С. 87-94.
- Деревянкина, Н. А. Самооценка третьеклассников с нормальным уровнем развития и задержкой психического развития / Н. А. Деревянкина // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3(114). – С. 142-149.
- Жулидова, Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Н. А. Жулидова // Дефектология. – 1981 – № 4 – С. 17 – 24
- Захарова, А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – С. 90-99.
- Капитанец Е. Г., Панарина Е. И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 44. –С. 22–27
- Кондакова, А. Д. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития / А. Д. Кондакова // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 11 ноября 2020 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2020. – С. 102-105.
- Конева, И. А. К проблеме образа я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития / И. А. Конева, К. Э. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. – С. 149.
- Лаврух, Н. А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Лаврух // Современная педагогика. – 2012 – № 1 – С. 12
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт. 2016. 214 с.
- Липкина, А. И. Самооценка личности школьника [Текст] / А. И. Липкина. – Москва : Просвещение, 2016 – 278 с.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб.: Речь. - 2016. – 180 с.
- Михайлова, В. Н. Психологическая коррекция образа «Я» младшего школьника с задержкой психического развития / В. Н. Михайлова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 01 апреля 2021 года. – Чебоксары, 2021. – С. 100-105.
- Никитина, О. А. Развитие Я-концепции у младших школьников с задержкой психического развития / О. А. Никитина // Современные проблемы дефектологии глазами студента : Материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Тамбов, 16 ноября 2018 года / Ответственный редактор А.А. Андреева. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2018. – С. 143-148.
- Пирмагомедова Э. А., Нагиева А. Т., Сулейманова Г. К. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие // МНКО. 2015. №2 (51).
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. -2016. – 212 с.
- Платонова, З. Н. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / З. Н. Платонова, И. П. Борисова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2018. – № 4(12). – С. 84-90.
- Покаместова Ольга Владимировна Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы Науки. 2014. №12
- Прохоренко, Л. И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л. И. Прохоренко // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 1(5). – С. 76-85.
- Романова, М. Н. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте / М. Н. Романова, Е. А. Маркова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4(15). – С. 297-299.
- Савичева, А. Н. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития / А. Н. Савичева // Наука сегодня: теория, практика, инновации : сборник XI Международной научно-практической конференции, Москва, 01 мая 2016 года. – Москва: Издательство "Олимп", 2016. – С. 825-827.
- Саутина, М. А. К проблеме изучения самооценки младших школьников с задержкой психического развития / М. А. Саутина // Общество. – 2017. – № 3(8). – С. 56-58.
- Смирнова, С. И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С. И. Смирнова // Вестник ВятГГУ, 2008 – № 3 – С. 167-172.
- Смирнова, С. И. Особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С. И. Смирнова // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Киров : Изд-во «ВятГГУ», 2007 – С. 67-72.
- Смирнова, С.И. Динамика развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / С.И.Смирнова // Актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов: от теоретических исследований до инноваций: Материалы 5-й межвузовской межрегиональной научно-методической конференции. –Киров: изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2007. –С.148-152.
- Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самопознания личности / В. В. Столин. - М. - 2017. – 300 с.
- Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. – Н – Новгород : Аст, 1994 – 235 с.
- Хасханова, М. Т. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / М. Т. Хасханова, Р. З. Матаева // Педагогика и психология в современном мире : Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 28 октября 2020 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2020. – С. 608-615.
- Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 23.
- Швоева, В. А. Особенности развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / В. А. Швоева // Модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Челябинск, 04 июня 2020 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 276-280.
- Шемчук, А. А. Условия формирования позитивной самооценки в семье и ее роль в регуляции поведения / А. А. Шемчук, В. Р. Алгушаева // Вестник науки и образования. – 2019. – № 11-1(65). – С. 112-114.
- Шигина Е.П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 713-715.
Начало обучения в школе ведёт к изменениям в развитии ребёнка. Учебная деятельность становится основным видом деятельности этого периода развития ребенка. У ребенка развиваются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического мышления, рассуждения, повышенное внимание, повышается его стабильность, а также развиваются навыки переключения и распределения.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Особенности детей младшего школьного возраста является то, что они ещё несамостоятельны, и действуют по указанию учителя. Таким образом, в основном педагог оценивает его возможности, успехи, личностные качества.
Учёные отмечают, что самым благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Некоторые исследователи считают, что именно в младшем школьном возрасте дети осознают свои достоинства и недостатки, начинают оценивать свои поступки и поведение. Другие исследователи говорили о том, что адекватная самооценка формируется в рамках сравнения собственной оценки и оценки других, при этом адекватно реагируя.