Инновационные методы формирования исполнительских навыков у учащихся-виолончелистов в системе начального музыкального образования
Введение
Актуальность темы исследования. В современном обществе образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, умеющей ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и способной к самообразованию и самосовершенствованию.
Дополнительное образование - специфическая, органическая часть системы общего и профессионального образования, которое с основным (базовым) образованием создает единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.
В системе детского дополнительного образования (детские музыкальные школы и школы искусств) искусство призвано решать одновременно несколько задач. Так, детские музыкальные школы и школы искусств (далее – ДМШ и ДШИ), как подсистема системы дополнительного образования, являются структурой, ориентированной, с одной стороны, на профессиональное музыкальное образование, а с другой стороны, выполняют задачи общег
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава1.Теоретические основы инновационных процессов в современном музыкально-педагогическом образовании 7
1.1. Сущностные характеристики инновационных процессов в современном музыкально-педагогическом образовании 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов ДМШ и ДШИ в процессе занятий музыкально-исполнительской деятельностью 15
1.3.Методика формирования исполнительских навыков у учащихся-виолончелистов 22
Глава 2.Анализ инновационного методического сопровождения процесса формирования игровых навыков у учащихся-виолончелистов 31
2.1. Инновации в современном музыкальном образовании: отечественные и зарубежные практики 31
2.2 Методические рекомендации по формированию игровых навыков у учащихся начальных классов ДМШ и ДШИ по классу виолончели 46
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Список использованной литературы
Абдулина А.Б. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Б. Абдулина, Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. - Москва: Академия, 2014. - 336 с.
Акиева А. В. Педагогические условия формирования музыкальной культуры младших школьников //Современные технологии в образовании. – 2016. – №. 16. – С. 7-10.
Акопян Л. Р. Программа формирования основ музыкальной культуры младших школьников //Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. – 2018. – С. 118-121.
Барулина В.А. Основы виолончельного исполнительства // Символ науки. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 09.11.2022).
Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М.:Музыка, 1978, с. 216
Бербек А. О., Хазеева И. Н. Формирование музыкальной культуры младших школьников //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2018. – С. 219-220
Биджакова Н.Л. Основные тенденции в развитии камерных жанров для виолончели и фортепиано первой половины XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 2. С. 169-172.
Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 2016. — 207 с.
Броун А. В. Очерки по методике игры на виолончели. Изд. 2-е. -М.: Музыка, 1967.-88 с.
Венгер, Л.А., Психологическая педагогика [Текст] / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка-М.: Просвещение 1968. с.108
Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. — сост. В.И.Руденко - М.: 1980; с. 68-78)
Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С.Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 341с.
Гайдамович Т.А. История виолончельного искусства: программа-конспект. M.: Музыка, 2006. 80 с.
Гендлин Е. Виолончельная техника. Изд. RUTENS. М
Внутреннее пропевание благотворно действует на формирование игровых движений, особенно если это ребенок. Мышцы в этом случае действительно настраиваются на содружественные колебания с музыкой. Эти волны, исходящие от внутренних мышц тела виолончелиста имеют способность окрашивать звук новыми обертонами.
Перед педагогом стоит нелегкая задача учить ученика пропевать играемое, слышать вперед и сопоставлять звучащее с уже отзвучавшим. Внимание, подобное трехголосному канону, следует воспитывать с самых первых дней обучения на струнном инструменте. Тогда виолончель запоет в руках юного виолончелиста, и он получит ни с чем несравнимое удовольствие от звука своего инструмента.
В современном обществе образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, умеющей ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и способной к са