Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разностороннем развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также известно, что художественные способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Современный взгляд на развитие творческих способностей предполагает единство формирования отношения к окружающему миру ср
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........................................................
1.1.Понятие «творческие способности»..........................................................7
1.2.Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...............................................................................................12
1.3.Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей...................................................................................................17
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................
2.1.Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы........................................................................................................................26
2.2.Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности....................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....48
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллажонова Д.Р. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / Д.Р. Абдуллажонова. // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 17-20.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Изд-во-Института Психотерапии, 2019. -№5. - 212 с.
3. Александрова Н.В. Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Александрова. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2020. - №8. – С.22-23.
4. Ананьев Б.Г. Очерки психологии / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение. - 1945. – 432 с.
5. Багаутдинова Р.Р. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Р.Р. Багаутдинова. // NovaUm.Ru. - 2021. - № 31. - С. 232-234.
6. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник. // Т.А. Барышева. - СПб.: Изд-во. ВВМ, 2018. - 380 с.
7. Биссирова А.Ш. Использование нетрадиционных видов и техник рисования в детском саду / А.Ш. Биссирова. // В сборнике: Студенческие научные достижения. сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. - 2019. - С. 121-127
8. Бозгунчиева С.Э. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, как основа формирования личности / С.Э.
Бозгунчиева. // В сборнике: студенческие научные достижения. сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. - 2019. - С. 110-113.
9. Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю.В. Величко. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2018. - № 2-3. - С. 629-631.
10. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г.И. Вергелес // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - №100. – С.10-13.
11. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 2020. - 240 с.
12. Ветлугина Н.О. О теории и практике художественного творчества детей / Н.О. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 1965. – №5. – С.6–10.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М. – Ленинград: Госиздат, 1930. - 164 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. - 3-е изд.– М.: Дрофа, 2021. – 93 с.
15. Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей детей / Т.Ю. Гросс. // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании. сборник научных трудов V Международной конференции. Научный редактор: Ю. Н. Галагузова. - 2019. - С. 89-91.
16. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018. - 80 с.
17. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учеб. и практикум для среднего профессионального образования / Е.А. Дубровская и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. – 179 с.
18. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой
Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки [27, с.108].
По словам Т.Ю. Гросс, тема для рисунков может быть любая, поскольку детям нравиться изображать как отдельные предметы, природу, так и образы из их жизни и опыта. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах [15, с.90].
Чаще всего в ДОУ дети используют карандаши и краски. С помощью карандаша создается линейная форма, которая затем закрашивается. В такой последовательности ребенку проще ориентироваться. Изображая часть рисунка, дошкольник видит, где необходимо рисунок доработать. Линейные контуры помогают в раскрашивани