Формирование категории вежливости у младших школьников на примере освоения этикетных речевых жанров

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование категории вежливости у младших школьников на примере освоения этикетных речевых жанров". В которой разработаны тестовые материалы, необходимые для исследования уровня сформированности категории вежливости младших школьников в изучаемых речевых этикетных жанрах.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.02.2025
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время оказывается не достаточно внимания к проблеме овладения речевым этикетом в начальной школе, что мешает полноценному процессу формирования категории вежливости.
В законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) в статье 64 п.1, говорится о том, что воспитание детей направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных качеств, к которым можно отнести и формирование категории вежливости у детей младшего школьного возраста.
Данный закон распространяет свое действие в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). В ФГОС НОО (приказ № 286 от 31 мая 2021 г.)
на первое место в образовании выдвигается достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Среди них значительная роль отводится задачам, которые cвязаны c формированием универсальных учебных действий.
В связи c этим проблема стает особо актуальной в настоящее время,

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИЙ  ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ ЭТИКЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ… 9

1.1 Понятие категории вежливость……………………………………….……9

1.2  Понятие " этикетные речевые жанры".............................................................

1.3.Особенности формирования категорий вежливости у детей младшего школьного возраста на примере освоения этикетных речевых жанров 16

Выводы по главе  I ………………………………………………………………27

Глава II ОПЫТНО – ПОИСКОВОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАТЕГОРИЙ    ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ЭТИКЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 37

2.1. Выявление исходного уровня сформированности категорий вежливости  у детей младшего школьного возраста 37

2.2.Методические рекомендации по формированию категорий вежливости у детей младшего школьного возраста посредством освоение этикетных речевых жанров 65

Выводы по главе II………………………………………………………………74

Заключение 76

Список используемой литературы 78

Список используемой литературы и источников

Антонова Т.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). - М.: Академия, 2010. - 448 с.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. – М.: Айрис, 2014. – 240 с.
Алферов А.Д. Психология развития школьника. - Ростов н/Д Феникс, 2000. - 384 с.
Бархатова А.М.  Воспитание культуры поведения дошкольников.// Дошкольное воспитание. - 1988. №2. - С. 12-30.
Богин Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учеб.пособие. Калинин, 1977.
Богуславская, Н.Е. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка) / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина - Екатеринбург: Флинта, 2007. - 192с.
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников. - М., 1989.
Возрастная и педагогическая психология / под ред. В.В. Петровского. - М: Просвещение, 1973. - 288 с..
Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс.- М.:Изд.Центр ЕАОИ,2008.- 219с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. М. : Юрайт, 2005 109 с.
Грабчикова Е.С. Факультативные занятия по русскому языку в классе. М. : Печатковая школа. 2013 150 с.
Грайс Г.П. Логика и речевое общение / Г.П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 16. Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - С. 217 - 237.
Евсеева, И.В. Вежливость в интернет-коммуникации школьников / И.В. Евсеева, А.В. Кожеко // Экология языка и коммуникативная практика. – 2014. – С. 1 – 12
Запорожец А.В.  Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. - В книге: Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. М. : Наука, 2009 С. 64–72.
Иванова –Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие - ФЛИНТА: Наука, 2004, 87с.
Казаковская, В.В. Коммуникативные навыки ребенка

 Вторая содержала правила поведения, отражающие основные принципы русского дворянского общества для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.
Молодому дворянину вменялось учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушание родителям и старшим. Девицам должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. Уделено в книге внимание правилам поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми.
«Юности честное зерцало» пропитано духом петровских преобразований, несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Фактически, это первый в России учебник этикета. По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг.
Пособие имело большой успех. Оно было переиздано дважды в 1717 году. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» переиздавалось в течение XVIII-XIX веков, теперь и подсчитать трудно. Популярность пособия не падала в течение всего 18-го столетия. Именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян. [ ]
Таким образом, следует что, правила вежливости составляют основу любого этикета. В сборнике правил светской жизни и этикета «Хороший тон», изданном в 1889 году, так определяется значение вежливости: «Вежливость есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно. Самое ск