История развития малокомплектных школ на примере МБОУ «Хорум-Дагской» СОШ Дзун-Хемчикского кожууна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе полноценное качественное проживание человека в социуме трудно представить без его постоянного внутреннего содержания, насыщения и развития. Поэтому, фактически развитие человека не может исходить из ниоткуда. Так или иначе должен быть поступательный двигательный процесс. И скорее всего это внутреннее всестороннее содержание человек может обрести в течение образовательного процесса, воплощением которого главным образом занимается школа .Образовательный процесс в сельской местности всегда играла значительную роль в жизни своей деревни, поселка или села. Если вдруг сельская школа закроется, большинство жителей села не будут видеть возможности существования в своем населенном пункте и будут прилагать все усилия, чтобы переехать жить в другие села или города, где ближе школа.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История образования и развития сельских малокомплектных школ в образовательном пространстве…..………………………………….7
Особенности формирования малокомплектных школ России…………7
Основные проблемы сельских малокомплектных школ и пути их решения…………………………………………………………………………..13
Развитие малокомплектных школ в Республике Тыва …………….…..20
Глава 2. Становление и развитие МБОУ Хорум-Дагской СОШ…….….26
2.1 Основание и реорганизация школы…………………………………….….26
2.2 Педагогический коллектив школы…………………………………….…...30
2.3 Состав учащихся школы…………………………………………………....38
2.4 Учебная деятельность и внеурочная деятельность………………….…....43
Заключение……………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………...…………….….…57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Книга приказов МОУ «Хорум-Дагская» СОШ за 2000 – 2002 гг. // Текущий архив МБОУ МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ – 2002. – 182 с.
Книга приказов МОУ «Хорум-Дагская» СОШ 2002 – 2005 гг. // Текущий архив МБОУ МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ . – 2005. – 188 с.
Книга приказов МОУ «Хорум-Дагская» СОШ 2007 – 2011 гг. // Текущий архив МБОУ МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 2011. – 182 с.
Книга приказов по движению учащихся МОУ «Хорум-Дагская» СОШ за 1993 – 2000 гг. // Текущий архив МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 2000. – 120 с.
Книга приказов Хорум-Дагской средней школы 1971 – 1974 гг. // Текущий архив МБОУ МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 1974. – 148 с.
Книга приказов Хорум-дагской средней школы 1974 – 1979 гг. // Текущий архив МБОУ МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 1979. – 172 с.
Книга приказов Хорум-Дагской средней школы 1979 – 1988 гг. // Текущий архив МБОУ МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 1988. – 192 с.
Книга приказов Хорум-Дагской средней школы за 1988 – 1993 гг. // Текущий архив МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 1993. – 192 с.
Об утверждении изменений в устав МОУ Хорум-Дагской средней общеобразовательной школы: приказ Управления образования Дзун-Хемчикского кожууна от 07.07.2011 г. № 337 // Текущий архив МБОУ «Хорум-Дагская» СОШ. – 2011.
Приказ Управления образования Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о переводе работника на другую работу № 24 от 16.08.2007 г. // Текущий архив МБОУ «Хорум-Дагкая» СОШ.
О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования РФ от 16 января 2002 года № 103. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901810725
Монографии, учебные пособия и научные статьи
Абанкина Т. В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг //Вопросы образования. – 2009. – №. 2. – С. 5-18.
Образовательный процесс в РФ находится на этапе реструктуризации сети образовательных учреждений, в том числе этому процессу подвержены и сельские школы. Одним из существенных проблем сельских школ - малочисленность и малокомплектность. Под малокомплектной сельской школой считается общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты .В некоторых регионах России постановлениями местных администраций классы-комплекты были разделены, и вместо понятия "малокомплектная» было введено определение «малочисленные школы». К таким учебным заведениям отнесли школы начального, основного и среднего общего образования с наполняемостью, соответственно, не более 20, 80 и 100 учащихся. Специфическими особенностями любой малокомплектной малочисленной школы являются многопредметность в работе учителей, совмещение ими учебных занятий с административными обязанностями, экономическая неэффективность содержания здании школы и штатного состава учителей .В истории развития малокомплектных школ России можно выделить пять этапов. XIX начало XX в, 1917 - 1930 г., 1930 - 1958 гг., 1958 -2001, 2001 .Основанием данной классификации послужило изменение роли государства и общественности в создании, поддержке и обеспечении деятельности данного вида школ в селе.