Формирование пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему: Формирование пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр. В которой определены особенности пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста. Изучено содержание понятия «ориентировка в пространстве».
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.02.2025
Объем файла
1730 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования:
Восприятие пространственных отношений имеет принципиальное значение для ориентировки ребенка в окружающем мире. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности.В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», введён ФГОС ДОО. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования формирование первичных представлений о пространстве должно обязательно включаться в содержание образовательной программы [29].

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержание понятия «ориентировка в пространстве»..............................7
1.2. Особенности развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.........................................................................................12
1.3. Использование дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста.................................19
Выводы к первой главе......................................................................................29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................31
2.1. Диагностика особенностей сформированности пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе..................................................................................................................33
2.2. Содержание формирующего этапа исследования по формированию пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр в совместной образовательной деятельности.....................................................................................................39
2.3. Результаты и интерпретация контрольного этапа исследования.........44
Выводы по второй главе..................................................................................50
Заключение.......................................................................................................53
Рекомендации...............................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989 г. - 286 с.
Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1964., 278 с.
Артищева Л.В. Специфика восприятия окружающего мира и пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи. В сборнике: Альманах Казанского Федерального Университета. Материалы XI Международной научно-образовательной конференции. Под редакцией А.И. Ахметзяновой. 2017. - с. 36-40.
Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 2005 г., 160 с.
Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 2: Задания для индивидуальной работы с детьми – 2008 г., 99 с.
Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005г. 256 с.
Быкова М.В. Особенности формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва, 2018. с. 32-35.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
Говорова Р. И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей. //Дошкольное воспитание. - 1975. -№9.- 14 с.
Гришакова, И. Д. Особенности развития пространственной ориентировки у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста / И. Д. Гришакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — с. 259-260.

Щербакова Е.И в своих работах определяет пространство как форму существования материи, не зависящую от нашего сознания, объективную реальность. Ощущение человеком пространства, представление о нем позволяет ему ориентироваться в окружающей природе. Человек не мог бы биологически приспособиться, если бы его ощущения не давали ему объективно правильного представления о ней. Также она отмечает то, что существенно ориентация в пространстве может (согласно Ф. Н. Шемякину) осуществляться двумя способами. Пользуясь одним из них, человек мысленно прослеживает пройденный или предполагаемый путь, связывающий данные точки пространства, и определяет свое положение по отношению к отправной точке своего пути. Второй способ заключается в одновременном представлении всех пространственных отношений данной местности. Обычно мы пользуемся как одним, так и другим способом в зависимости от ситуации. Однако в этом отношении наблюдаются более или менее ярко выраженные индивидуальные различия: у одних людей часто преобладает первый, у других — второй способ ориентации в пространстве. Первый способ является генетически более ранним и служит предпосылкой для развития второго.[39]И.М. Сеченов считал, что психофизиологический механизм отражения пространства складывается как система взаимосвязанной деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Он подчеркивал, что главная роль в восприятии пространства в первую очередь принадлежит зрению и осязанию. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для развития пространственной ориентировки [7]. Также И.М. Сеченов и И.П. Павлов указывали на значение двигательного анализатора в осуществлении ориентировки в пространстве. Движение всегда связано с анализом окружающего пространства. Это результат сложного взаимодействия внешних и внутренних анализаторов. У детей развитие пространственных представлений связано с участием кинестезии в сложной системе условно рефлекторных связей. Но человек – существо преимущественно оптическое - ориентируется в пространстве главным образом на основе визуальных данных; восприятие пространства является, прежде всего, функцией зрения [31].