Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе обучения рассказыванию

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе обучения рассказыванию". В которой разработана программа психолого-педагогической деятельности по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе обучения рассказыванию по картинке.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.02.2025
Объем файла
1846 Кб
Количество страниц
96
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность исследования. Проблема развития связной речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии и педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
Тесная связь мышления и речи в процессе онтогенеза подчеркивается многочисленными психологическими и психолингвистическими исследованиями (Л.С. Выготский, О. А. Бизикова, Т.Г. Винокур, Т. В. Иванова, Л.И. Переслени, В.Л Подобед, С.Г. Шевченко и др.).Благодаря связной речи дошкольник овладевает умением вести диалог, умением слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами. Беседа выявляет, как велика у детей потребность

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе обучения рассказыванию 11

1.1 Характеристика понятия «связная речь» в психологии и педагогике 11

1.2 Психолого-педагогическая характеристика связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 18

1.3 Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 26

1.4 Обучение рассказыванию по картинке как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 33

Вывод по первой главе 44

Глава 2. Эмперическое исследование особенностей формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе обучения рассказыванию в МБДОУ № 34 «Березка» г. Сургут 45

2.1 Методика и анализ результатов исследования уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в МБДОУ № 34 «Березка» 45

2.2 Программа психолого-педагогической деятельности по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе обучения рассказыванию по картинке…………………………………60 2.3 Результаты контрольного этапа эмпирического исследования особенностей формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе обучения рассказывания 69

Вывод по второй главе 79

Заключение 81

Список использованных источников 84

Приложения 90

Список использованных источников

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с.
Амасьянц, Р. А. Интеллектуальные нарушения / Р. А. Амасьянц. – М. : Академия, 2019. – 238 с.
Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников ; ред.-сост. А. М. Шахнарович. – М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. – С. 4-16.
Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова – М. : Ком Книга, 2020. – 576 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 672 с.
Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М. : АСТ, 2012. – 226 с.
Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи / Н. М. Быкова. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 160 с.
Баринова, Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Е. А. Баринова // Развитие речи учащихся: Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 2021, —С. 43-75.
Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л. А. Венгер. – М. : Академия, 2019. – 236 с.
Виноградова, Н. Ф. Предшкольнаяпора : программа обучения и развития детей 5 лет / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана Граф, 2020. – 34 с. 75
Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. – М. : Проспект, 2020. – 8 с.
Власова, Т. А. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Т. А. Власова // Хрестоматия по теории и методике развития речи. – М. : Академия, 2021. – С. 403-405.
Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2019. – 177 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-П

Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: »Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа[64, с. 157].
В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О. И. Соловьёвой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль[59, с. 56]. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные воп