Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста в проектной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения во всех сферах общества ставят систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников.
Национальная доктрина образования в РФ в качестве одной из важнейших задач определяет «непрерывность образования в течение всей жизни человека», которая рассматривается не только как мера государства по обеспечению развития материального производства, но и как возможность индивида осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения.
В.Ю. Гребенщикова считает, что молодых людей, вступающих в жизнь, нужно научить учиться, развивать у них интерес к познанию [36, с. 12].
Но, если в школьные годы не заложить в учащихся такую потребность, то у взрослого ее вызвать чрезвычайно трудно.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо формировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска информации, ее усвоения, переработки и приме
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………7
1.1. Развитие познавательной активности как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………7
1.2. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста ………………………………………………….15
1.3. Особенности организации проектной деятельности для развития познавательной активности младших школьников………………………………….20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………28
2.1. Первичная диагностика уровня познавательной активности младших школьников…………………………………………………………………………….28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников в проектной деятельности……………………………………34
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников в проектной деятельности………………………………………………….......................................39
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………............51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.03.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=ldk6e0g8tt363574734 (дата обращения: 13.03.2023).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2 (дата обращения: 13.03.2023).
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/
Абдуллоева С.Ш. Формирование познавательных интересов у слабоуспевающих школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2019. - 25 с.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. - 1980. - 335 с.
Агарков В.И. Формирование познавательных интересов подростков средствами игр-праздников: в период летнего оздоровительного отдыха: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2022. – 28 с.
Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. - М.: Педагогика, 2022. - 214 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2020. - 351с.
Бакарева A.C. Развитие познавательных интересов младших школьников (На материале природоведческих дисциплин): Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Курган, 2021. - 21с.
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М: Изд-во Речь, 2021. – 243 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2019. – 190 с.
Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: метод. пособие. –
Деятельность по проекту помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную деятельность, независимость, креативность, умение планировать, работать в команде. Такие качества способствуют успеху детей в школе» [44, с. 45].
В ходе работы над данным исследованием был проведен анализ современных образовательных моделей начального обучения.
Был сделан вывод, что на сегодняшний день работа над проектами включена в содержание различных учебных дисциплин лишь только в двух программах - «Школа 2100» и «Планета знаний». Обновлённые программы по предметам и впервые созданные рекомендации по организации внеучебной деятельности явились очень своевременной поддержкой внеурочной проектной деятельности в начальном общем образовании.
В разделе «Внеклассная проектная деятельность» даются н