Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия в муниципальном образовании города Салехарда
Введение
Актуальность исследования. Подготовка подрастающего поколения к труду – извечная задача человеческого общества. Однако в различные исторические периоды она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. Современный этап развития общества характеризуется процессами глобализации экономики и развития современных информационных сетей, что ведёт к автоматизации и компьютеризации производства, а также к соответствующим изменениям на рынке труда. Процессы, происходящие при этом в обществе, делают актуальной проблему профессионального самоопределения для старшеклассников, стоящих перед выбором профессии и осуществляющих знакомство с различными областями профессиональной деятельности в изменяющемся социуме. В связи с этим возрастает значимость научного обеспечения и практического решения задачи профессионального самоопределения старшеклассников в школах с использованием новых подходов, направленных на её решение.
Отсюда
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия ……………………………………..……………………….... 8
1.1 Состояние изученности проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников………………... 8
1.2 Методологические аспекты и базовые типы моделей сетевого взаимодействия при организации профильного обучения .……………… 20
1.3 Моделирование процесса профессионального самоопределения старшеклассников при организации профильного обучения на основе сетевого взаимодействия ………………………………………………..….. 30
Выводы по первой главе……………………………………………………. 36
2 Опытно-экспериментальная проверка модели процесса профессионального самоопределения старшеклассников при организации профильного обучения в муниципальной образовательной системе (на материале муниципального образования города Салехарда) ……………… 39
2.1 Этапы экспериментального исследования и диагностика профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия ………….. 39
2.2 Содержание экспериментальной работы по реализации модели процесса профессионального самоопределения старшеклассников при организации профильного обучения на основе сетевого взаимодействия………. 49
2.3 Мониторинг эффективности модели процесса профессионального самоопределения старшеклассников……………………………………... 60
Выводы по второй главе…………………………………………………… 66
Заключение……………………………………………………………………. 68
Список использованных источников………………………………………..71
Приложения…………………………………………………………………… 82
Список использованных источников
1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адамский. – URL: https://www. 18ер1етЬег.га/ш/ирг/2002/04/2.111т (дата обращения: 19.02.2023).
2. Алексеев, В. Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся [Электронный ресурс] / В. Н. Алексеев // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. – URL: http://www.science-education.ru/113–11703 (дата обращения: 28.02.2023).
3. Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения – Текст: электронный. – URL: https:// KazEdu.kz/referat/127961/2 (дата обращения: 19.12.2022).
4. Байбородова, Л. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов / Л. В. Байбородова, А. В. Репина // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. – 2013. – № 3. Т.2. – С. 21-25.
5. Безрукова, B. C. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342 с.
6. Бельницкая, Е. А. Профильное обучение в системе профориентации как условие профессионального самоопределения учащихся / Е. А. Бельницкая // Педагогическая наука и образование. – 2016. – №1. – С. 76–81.
7. Бугрова, А. А. Организация сетевого профильного обучения / А. А. Бугрова, В. И. Гам, А. А. Филимонов // Управление школой. – 2008. – № 17. – 64 с.
8. Галкина, Т. И. Организация профильного обучения в школе: книга современного завуча / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 288 с.
9. Глубокова, Е. Н. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс] / Е. Н. Глубокова, И. Э. Кондракова. – URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 08.12.2022).
10. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. – Москва: КНОРУС, 2018. – 480 с. – Текст: непосредственный.
11. Голомшток, А. Е. Школа и выбор профессии / А. Е. Голомшток. – Москва, 1970. – 238 с. – URL: https://infourok.ru/problemiprofessionalnoy-orientacii-molodyozhirol-proforientacionnoy-raboti-v-licee-vformirovanii-professionalnogosamoopredel-627443.html (дата обращения: 28.02.2023).
12. Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов. – Москва: КНОРУС, 2017. – 290 с.
13. Григорьева, Н. В. Дидактические модели формирования индивидуальности учащегося: Дис. ... канд. пед.наук. – Калининград, 2009. – 25с.
14. Данюшнеков, B.C. Интегративно-дифференцированный подход в организации профильного обучения в сельской школе: концепция, модели / B. C. Данюшнеков, О. В. Коршунова // Профильная школа. – 2005. – № 2. – С.15-24.
15. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.
16. Ермохина, О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38-42.
17. Жданко, Т. А. Организация сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе системно-деятельностного подхода / Т. А. Жданко // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. – №3(24). – С.230-234.
18. Журкина, А. Я. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций / А. Я. Журкина, Е. Г. Сергушин, О. В. Сергушина // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. – № 1. – С. 29–36.
19. Загвязинский, В. И Проектирование региональных образовательных систем / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. – Москва: Академия
1.3. Моделирование процесса профессионального самоопределения старшеклассников при организации профильного обучения на основе сетевого взаимодействия
Для успешной реализации профильного обучения старшеклассников при сетевом взаимодействии важно опираться педагогическую модель. Для реализации задач исследования был выбран метод моделирования.
«Термин «модель» (от франц. modele, от лат. modulus – мера, образец) истолковывается в различных аспектах, а именно как: образец, стандарт; изображаемый предмет; устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо; любой образ (мысленный или условный: изображение, схема, описание, чертёж, карта и т. д.) объекта, процесса, я