Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу
Введение
Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальн
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством экскурсий в природу 8
1.1. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Содержание и методы развития эмоциональной сферы детей в старшей группе детского сада 16
1.3. Экскурсии в природу как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников 24
Выводы по первой главе 31
2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством экскурсий в природу 33
2.1. Диагностика и анализ уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников 33
2.2. Работа педагога по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу 40
2.3. Динамика развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу в условиях экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Список литературы 64
Приложения 69
Список литературы
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
2. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования / В.Ф. Базарнов. – Томск, 2011. – 94 с.
3. Бекирова Н.А. Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Н. А. Бекирова// Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 182-185. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10399/ (дата обращения: 07.11.2022).
4. Белопольская Н.Л. Азбука настроений: коммуникативно-развивающая игра для детей 4-10 лет / Н.Л. Белопольская – М.: Генезис, 2008. – 80 с.
5. Бичева И.Б. Экскурсии в природу как условие развития познавательного интереса детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, Н. В. Савельева // Детский сад от А до Я. – 2018. – №6. – С. 11-17.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций/ Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2006 – 544 с.
7. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу/ А.И. Васильева. – Минск, 2016. – 297 с.
8. Васильева В.Е. Эмоционально-чувственное развитие детей на природоведческих экскурсиях / Васильева В.Е.// Информио.ру – многофункциональная образовательная исистема. - URL: https://www.informio.ru/publications/id77/Yemocionalno-chuvstvennoe-razvitie-detei-na-prirodovedcheskih-yekskursijah
9. Вежновец И. Программа «Развитие эмоциональной сферы» // Школьный психолог. – 2005. – №17. – С. 28-32.
10. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45-69.
11. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2009. - 340-367с.
12. Выготский Л.С. Психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1995. – 429с.
Высшие чувства подразделяются на следующие виды:
1) Эстетические чувства, возникающие в процессе восприятия окружающего мира. Например, чувство прекрасного, чувство комического, чувство трагического и т.д. Эстетические чувства особенны для каждой культурной традиции [32].
У дошкольников развитие эстетических чувств происходит в различных видах деятельности, преимущественно - в художественно-эстетической деятельности. Организовывая рассматривание репродукций картин, образцов конструирования и лепки, педагог обращает внимание детей на плавные формы, красивое сочетание цветов, интересную фактуру, то есть развивает чувство прекрасного. Также эстетические чувства формируются в процессе восприятия природы. Для формирования эстетических чувств необходимо формировать багаж представлений, формировать «насмотренность» [17].
2) Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания или творчества. К интеллектуальным чувствам относится чувство изумления, чувство любопытства, чувство сомнения. Формированию данных чувств отводится большое внимание в детском саду. Дошкольник сам по себе является любопытным, интересующимся всеми происходящими явлениями. Педагогам необходимо поддерживать детский интерес, предоставлять возможность заниматься любимым делом, использовать необычные виды деятельности. Большое значение имеет экспериментирование, в условиях которого ребёнок может провести опыт, попробовать что-то сделать самостоятельно, проверить свою догадку. Формирование интеллектуальных чувств является постоянным спутником развития дошкольника [17].
3) Нравственные чувства характеризуют деятельность человека по отношению к другому человеку и обществу в целом. К ним относится чувство долга, чувство патриотизма, чувство совести, чувство зависти. Нравственные чувства дошкольников также развиваются в различных видах деятельности. Например, изучение традиций родного края, знакомство с биографией писателя, чтение литературы способствует развитию патриотических чувств. Выполнение трудовой деятельности, заучивание стихотворений, добросовест