Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу". В которой разработан и реализован план работы по организации экскурсий в природу с целью развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, выявлена его эффективность.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.02.2025
Объем файла
286 Кб
Количество страниц
76
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальн

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством экскурсий в природу 8

1.1. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 8

1.2. Содержание и методы развития эмоциональной сферы детей в старшей группе детского сада 16

1.3. Экскурсии в природу как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников 24

Выводы по первой главе 31

2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством экскурсий в природу 33

2.1. Диагностика и анализ уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников 33

2.2. Работа педагога по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу 40

2.3. Динамика развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу в условиях экспериментальной работы 49

Выводы по второй главе 56

Заключение 59

Список литературы 64

Приложения 69

Список литературы

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.

2. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования / В.Ф. Базарнов. – Томск, 2011. – 94 с.

3. Бекирова Н.А. Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Н. А. Бекирова// Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 182-185. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10399/ (дата обращения: 07.11.2022).

4. Белопольская Н.Л. Азбука настроений: коммуникативно-развивающая игра для детей 4-10 лет / Н.Л. Белопольская – М.: Генезис, 2008. – 80 с.

5. Бичева И.Б. Экскурсии в природу как условие развития познавательного интереса детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, Н. В. Савельева // Детский сад от А до Я. – 2018. – №6. – С. 11-17.

6. Бреслав Г.М. Психология эмоций/ Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2006 – 544 с.

7. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу/ А.И. Васильева. – Минск, 2016. – 297 с.

8. Васильева В.Е. Эмоционально-чувственное развитие детей на природоведческих экскурсиях / Васильева В.Е.// Информио.ру – многофункциональная образовательная исистема. - URL: https://www.informio.ru/publications/id77/Yemocionalno-chuvstvennoe-razvitie-detei-na-prirodovedcheskih-yekskursijah

9. Вежновец И. Программа «Развитие эмоциональной сферы» // Школьный психолог. – 2005. – №17. – С. 28-32.

10. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45-69.

11. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский.  – М.: Изд-во МГУ, 2009. - 340-367с.

12. Выготский Л.С. Психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1995. – 429с.

Высшие чувства подразделяются на следующие виды:
1) Эстетические чувства, возникающие в процессе восприятия окружающего мира. Например, чувство прекрасного, чувство комического, чувство трагического и т.д. Эстетические чувства особенны для каждой культурной традиции [32]. 
У дошкольников развитие эстетических чувств происходит в различных видах деятельности, преимущественно -  в художественно-эстетической деятельности. Организовывая рассматривание репродукций картин, образцов конструирования и лепки, педагог обращает внимание детей на плавные формы, красивое сочетание цветов, интересную фактуру, то есть развивает чувство прекрасного. Также эстетические чувства формируются в процессе восприятия природы. Для формирования эстетических чувств необходимо формировать багаж представлений, формировать «насмотренность» [17]. 
2) Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания или творчества. К интеллектуальным чувствам относится чувство изумления, чувство любопытства, чувство сомнения. Формированию данных чувств отводится большое внимание в детском саду. Дошкольник сам по себе является любопытным, интересующимся всеми происходящими явлениями. Педагогам необходимо поддерживать детский интерес, предоставлять возможность заниматься любимым делом, использовать необычные виды деятельности. Большое значение имеет экспериментирование, в условиях которого ребёнок может провести опыт, попробовать что-то сделать самостоятельно, проверить свою догадку. Формирование интеллектуальных чувств является постоянным спутником развития дошкольника [17].
3) Нравственные чувства характеризуют деятельность человека по отношению к другому человеку и обществу в целом. К ним относится чувство долга, чувство патриотизма, чувство совести, чувство зависти. Нравственные чувства дошкольников также развиваются в различных видах деятельности. Например, изучение традиций родного края, знакомство с биографией писателя, чтение литературы способствует развитию патриотических чувств. Выполнение трудовой деятельности, заучивание стихотворений, добросовест