Психолого-педагогическая программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста

Скачать дипломную работу на тему: "Психолого-педагогическая программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста". В которой разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Реализована коррекционно-развивающая программа.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.02.2025
Объем файла
133 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения эмоционального интеллекта интересовала многих исследователей. Причина такой популярности связана с попыткой более всесторонне оценить адаптивность индивида и способность прогнозировать успех различных социальных действий через способность индивида эмоционально взаимодействовать с другими. Согласно современным исследованиям, успех человека зависит от коэффициента психологического развития всего на 20%, в то время как коэффициент эмоционального развития - почти на 80%. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других, правильно оценивать реакции других и неспособность регулировать свои эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. В самом широком смысле эмоциональный интеллект сочетает в себе способности человека эффективно общаться, понимая эмоции других и умея адаптироваться к их эмоциональному состоянию. Основа человеческого характера, его умение взаимодействовать с окружающими закладывается с приобщением к социуму, в данном случае

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Понятие эмоционального интеллекта 5

1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста 8

1.3 Особенности эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 11

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 13

2.1 Организация эмпирического исследования 13

2.2 Характеристика методов и методик 15

2.3 Результаты первичной диагностики 16

2.4 Описание программы развития эмоционального интеллекта 19

2.5 Анализ программы развития эмоционального интеллекта 39

2.6 Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста 42

Заключение 45

Список использованной литературы 47

Приложение 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, М. С. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / М. С. Абрамова // Феномен человека: сб. науч. тр. – 2015. – С. 10–14. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23930738

2. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 336 с.

3. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2013. – 208 с.

4. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2014. – 88 с.

5. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 57–65.

6. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей школьника: методическое пособие / А. Г. Арушанова. – Москва: Сфера, 2013. – 80 с.

7. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. – Санкт-Петербург : Питер, 2016.– 1056 с.

Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва : Академия, 2008. – 367 с.

8. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. – Москва : Сфера, 2010. – 272 с.

9. Гоулмэн, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулмэн. – Москва : Изд-во Иванов и Фербер, 2017. – 544 с.

10. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.

11. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. Дисс. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. 154с.

12. Иванова Е.С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников. // В мире научных открытий: Материалы II Межд. Научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / Под ред. С.П. Акутиной. – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – С. 170-173.

13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 752 с.

14. Коробицын, Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинг, занятия / Е. В. Коробицина.– Волгоград : Издательство «Учитель», 2012. – 133 с. 21.

15. Люсин, Д. В. Ушаков. – Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 329 с.

16. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 176 с.

17. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феменология развития / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2008. – 608 с.

18. Нгуен, М. А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М. А. Нгуен // Психология образования сегодня: теория и практика / под ред. С. И. Коптевой, А. П. Лобанова

На основании проведенного исследования уровня развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста выявлено, что у большинства детей имеются определенные трудности в адекватном проявлении и распознавании эмоций, что выражается в препятствии во взаимодействии с окружающими и дальнейшей социализации школьников. 

При анализе специализированной литературы по теме выпускной квалификационной работы выяснилось, что исходя из психологических особенностей учеников младших классов, на этапе активной трансформации психических процессов необходима совместная работа педагогов, психолога и родителей для более успешного формирования у детей нормального эмоционального интеллекта, что неразрывно связан с академической успеваемостью. Таким образом, рекомендации были составлены адресно учителю, психологу и родителю исходя из специфики их взаимодействия с ребенком.

В работе психолога в образовательном учреждении в своей деятельности рекомендуется применять следующие формы работы:

1) консультации педагогов и родителей о сущности эмоционального интеллекта и его важности в формировании личности. Информацию можно более эффективно предоставить в форме тренинговых занятий, групповых семинаров, круглых столов с применением игровых методов. Данное мероприятие направление на усвоение и закрепление полученной