Нравственное воспитание младших школьников с нарушениями слуха

Скачать курсовую работу на тему: Нравственное воспитание младших школьников с нарушениями слуха. В которой исследованы психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями слуха. Изучен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.02.2025
Объем файла
73 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Согласно данным ВОЗ, в настоящее время около 34 миллионов детей страдают от нарушений. Известно, что инвалидизирующая потеря слуха затрагивает около 5% населения мира, что составляет приблизительно 466 миллионов человек, и ожидается что к 2050 году этот показатель увеличится до 900 миллионов [1]. Отдельные статистические данные свидетельствуют о том, что почти каждый десятый ребенок находится на учете в сурдологических кабинетах. Это важно учитывать, так как потеря слуха может вызывать специфические проблемы в развитии ребенка, например, такие как ограничение социальных связей и нарушение эмоционального восприятия и реагирования.Дети с нарушениями слуха часто оказываются исключены из полноценного общения с нормативно слышащими сверстниками, что затрудняет усвоение ими нравственных норм с самого детства. Е. Ливайн, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеев.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА…5
1.1 Понятие и содержание нравственного воспитания…………………………….5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха……………………………………………………………….….9
1.3 Особенности нравственного воспитания детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте………………………………………………………14
2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА……………...…………………..18
2.1 Методы и методики диагностики уровня нравственной воспитанности младших школьников с нарушениями слуха……………………………………...18
2.2 Характеристика методов диагностики уровня нравственной воспитанности младших школьников с нарушениями слуха…………...…………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….28
Приложение А………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………….32
Приложение В……………………………………………………………………….33

1. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] – URL: https://www.who.int/ru/health-topics/hearing-loss#tab=tab_2 (дата обращения: 19.04.2023)
2. Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М. : Медицина, 1987.
3. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 3.
4. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4.
5. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 640 с.
6. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / под ред. Е. Д. Божович. – М. : Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 448 с.
7. Демина А. В. Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Демина // Педагогический имидж. – М. : 2019. - № 1. – С. 69-78.
8. Багрова И. Г. // Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е. А. Большакова и др.; под ред. Е. Г. Речицкой (переиздание). - М. : ВЛАДОС, 2019. – 655 с.
9. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. М. : Изд-во пед. наук РСФСР, 1963. – 303 с.
10. Красильникова О. А. Педагогическая система литературного развития слабослышащих учащихся на ступени начального образования [Текст] / О. А. Красильникова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 187 с.

Известно, что свойства концепций, парадигм и подтекстов определяют положение сообщества. Согласно мнению ряда исследователей, личностная система ценностей играет ключевую роль в мировоззренческих желаниях человека. Б.Л. Вульфсон строит свои убеждения на концепции индивидуальной системы парадигм и считает, что цель заключается в систематическом формировании общечеловеческого восприятия индивида, группы, общества и всего человечества [5].К.М. Хоруженко исследует концепцию ценности, определяя её как концепцию, которая выражается в поведении и представляет собой святое для индивидуума, класса, группы и общества в целом, соответствующее их мировоззрению и предпочтениями и проявляющееся в поведении. Ценности являются неоспоримыми и служат идеалом и абсолютом для всех людей [5].Опираясь на эту концепцию такой ценностный элемент личности как нравственность необходимо изучать как основу для преобразования других личностных качеств. Нравственность представляется как совокупность общих принципов и норм поведения людей в обществе, которые регулируют чувства, желания и поведение человека, в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.На протяжении всего периода развития общества понимание нравственности как основного компонент индивидуальной ценности являлось определяющим фактором в культурном развитии, при этом производный механизм воспитания, включающий на первом месте именно моральную составляющую, на всех этапах был признан как основополагающий для воспитательного процесса.