Обучение младших школьников технике изготовления народной куклы на кружковых занятиях
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2. п.1), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» акцентируется внимание на значимости усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых являются объекты народного творчества. В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого поколения на основе лучших образцов народной культуры.
Традиционный игрушечный промысел представляет собой уникальную художественную систему, представленную совокупностью изобразительных художественных приемов, функционального назначения, творческой интерпретации известных образцов, трудовых ремесленных традиций [25].
Многие исследователи, среди которых Г.Л. Дайн, М.А. Некрасова, И. И. Борисова и др. отмечают, что именно народная игрушка донесла до на
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ………………………………...7
1.1. Сущность технологического образования младших школьников………………………………………………………………………..7
1.2. Кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках технологического образования……………………...12
1.3. Культурная и педагогическая ценность традиционной народной куклы……………………………………………………………………………...19
Выводы по I главе……………………………………………………....23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………..24
2.1. Выявление уровня сформированности у младших школьников представлений о традиционной народной кукле как компоненту содержания курса технологии………………………………………………………………...24
2.2. Система педагогической работы по способствованию формирования у младших школьников представлений о традиционной народной кукле как компоненту содержания курса технологии…………….27
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования……………....33
Выводы по II главе……………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аммосова Е.Е. «Народные истоки творчества». Якутск: Якут. кн. изд-во, 1994 – 194 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Университет, 1990.
3. Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007. - С. 137-154.
4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 347 с
5. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2х томах/ под ред. д.п.н., профессора Г.Н. Никольской. том 2. – М.: Кумир, 200– 368 с.
6. Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками/ Е. В Берстенева. – М.: Белый город, 2011. – 260 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 210 с.
8. Василькова, А. Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве ХХ века: театр, кино, телевидение/А. Н. Василькова. – М.: Аграф, 2003. – 208 с.
9. Волкова, Я. Детские куклы и обереги/ Я. Волкова. – М.: Хоббитека, 2016. – 88с.
10. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
12. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая промышленность, 1981. – 191 с.
13. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
14. Дайн Г.Л. Как войти в народную культуру. Экспедиционные и методические материалы, исследования, статьи. 1990-2014. – Сергиев Посад: Цветографика, 2015. – 292 с.
15. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – Хотьково Сергиев Посад, 2010. – 183с.
16. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/В. И. Даль. – М.: О-во любителей рос. словесности. – М., 1865. – 1351 с.
17. Журина, В. В. Феномен куклы в художественной культуре / В. В. Журина // Человек. Культура. Образование. – 2012. – № 6. – С. 15–23.
18. Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография/Д. К. Зеленин. – М.: Наука, 1991.– 511 с.
19. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые к
Технологическая грамотность заключается в способности понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости мышления, предприимчивости [29].
Технологическая компетентность состоит в овладении умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы [29].
Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [29].
Технологическая культура учащихся общеобразовательной школы определяется как преобразующая творческая деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к деятельности и готовность действовать