Развитие профессиональной педагогической рефлексии в исследовательской деятельности педагога

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Развитие профессиональной педагогической рефлексии в исследовательской деятельности педагога". В которой изучена история развития, сущность и особенности педагогической рефлексии в философии, психологии и педагогике. Выявлены особенности исследовательской деятельности педагога.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
25.02.2025
Объем файла
407 Кб
Количество страниц
152
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Успех обновления российской школы, повышение её конкурентоспособности напрямую зависят от профессионального уровня педагогических работников. Педагогу в современных условиях необходимо стремиться к постоянному росту, развитию и самосовершенствованию в профессиональном и в личностном планах. Одним из важных профессиональных качеств педагога на пути его становления в профессии становится его готовность и способность к рефлексии.
Отметим, что термин «рефлексия» происходит от латинского «reflexio», что означает «отражение», «обращение назад». В словаре иностранных слов данное понятие определяется как самообладание, самопознание субъектом собственного внутреннего мира [97].
Философский словарь трактует рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии. В настоящее время рефлексия является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, социологии и др [109].
Поиск решения проблем профессионализма педагога традиционно был связан с понятиями пр

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  4

1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 10

1.1. Сущность профессиональной педагогической рефлексии в психологии, педагогике и философии 10

1.2. Особенности исследовательской деятельности современного педагога 23

1.3 Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога в исследовательской деятельности 41

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 50

2. ГЛАВА 2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ  В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 52

2.1.. Критерии развития педагогической рефлексии в исследовательской деятельности 52

2.2. Апробация педагогических условий развития педагогической рефлексии в исследовательской деятельности 64

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы 99

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

ПРИЛОЖЕНИЯ 120

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности./ К.А Абульханова-Славская.-  М., 1973.- 288 с. 

2. Адамова Н.В. Проектная деятельность учителя в школьном образова-тельном пространстве / Н.В. Адамова, С.В. Иванова // Открытый урок. Первое сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/413949/(дата обращения: 27.12.2022).

3. Адамян Л.И. Саногенная рефлексия как фактор психической устойчиво-сти личности: автореферат диссертации кандидата психологических наук / Л. И. Адамян. - Москва, 2012. 29 с.

4. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис… докт. пед. наук: 13.00.01/В.А. Адольф. М., 1998. 47с. 

5. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государ-ственных служащих: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Деркача. 2-е изд., перераб. и доп., стер. Москва: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2009. 166 с.

6. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: автореферат диссертации … доктора психологических наук / О. С. Анисимов. - Москва, 1994. - 86 с

7. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М Андреева.- М: Аспект Пресс, 1999. 375 с. 

8. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. / А.Г Асмолов .- М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с. 

9. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования  / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. –104 с.

10. Бахарева, Г.Н. Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов/ Г.Н. Бахарева, И. И. Малых // Психология в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, июль 2016 г. — СПб. : Свое издательство, 2016. — С. 37-39.

11. Бизяева, А.А.. Психология думающего учителя: педагогическая рефлек-сия / А. А. Бизяева. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. –315 с.

12. Блинников Л.В. Великие философы/ Л.В. Блинников - М., 1997

13. Вачков И.В. Уровни профессионального самосознания учителя [Элек-тронный ресурс] // Школьный психолог. — 2000. — № 5 URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200000510(дата обращения: 21.12.2022).

14. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: учебное пособие / В.Н. Введенский. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. – 159 с

15. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышле-ния: Учеб. пособ. Новосибирск: СибАГС, 2001. 144 с. 

16. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. – 1997. – № 1. – С. 63–64.

17. . Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук (наука логики). М., 1974. 476 с

18. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методика, практика: учеб. пособие / Б.С. Гершунский. М.: Флинта: Наука, 2003. 768 с. 

19. Гершунский Б.С., Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. - М., 1986. - С.231

20. Гильмеева Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: дис… докт. пед. наук: 13.00.01/ Р.Х Гильмеева. Казань, 1999. 459с. 

21. Гимпель, Л. П., Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности / Л. П. Гимпель // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск : СибАК, 2010.

22. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп. / С.Ю Головин. -  Минск: Харвест, 2007. 976 с. 

23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего 

Для определения начального уровня педагогической рефлексии учителей нами реализована методика диагностики А.В. Карпова (приложение 1).
Методика состоит из 27 утверждений, на которые предусмотрены семь вариантов ответов: абсолютно неверно; неверно; скорее неверно; не знаю; скорее верно; верно; совершенно верно. Каждому варианту ответа присуждено определенное количество баллов от 1 до 7 соответственно.
Из 27 утверждений 15 являются прямыми, остальные 12 – обратные утверждения. Сумма баллов, полученная сложением в прямых вопросах цифры, соответствующей ответам, а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов (т.е. 1=7, 2=6, 3=5, 4=4, 5=3, 6=2, 7=1), переводится в шкалу баллов от 0 до 10, указывающих на уровень развития рефлексивности. По результатам диагн